Мастер сталинского неоклассицизма. Она была членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР, преподавала и дважды избиралась депутатом. За создание станции метро «Курская»-кольцевая была удостоена Сталинской премии первой степени. По мнению архитектурного критика Якова Корнфельда «Зинаида Чернышёва – мастер глубоко прочувствованного, впечатляющего образа и лирической формы».
Зинаида Сергеевна Чернышёва родилась 24 сентября 1909 года в деревне Поповка Мичуринского района Тамбовской области в многодетной семье. В 1926 – 1929 годах училась в Ленинграде в архитектурном техникуме. В 1929 году поступила в Академию художеств. Когда архитектурный факультет академии объединили с факультетом Ленинградского института инженерно-коммунального строительства, познакомилась с учившемся там Григорием Захаровым. В 1934 году они поженились и переехали в Москву. Здоровья и увлечённости им хватало на ученье, альпинизм, лыжи и плаванье.
В 1935 году Зинаида Чернышёва окончила Московский архитектурный институт по специальности «Архитектура общественных зданий». В 1936 – 1938 годах работала научным сотрудником Академии архитектуры СССР. В 1938 году поступила в аспирантуру Академии архитектуры СССР, где училась под руководством Георгия Гольца. Написала книгу «Архитектура и конструкции балконов». Окончила аспирантуру в 1941 году. Писала кандидатскую диссертацию, но не успела её закончить – рукопись была утрачена во время войны.
В годы Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте, где в 1942 году вместе с мужем начала преподавательскую деятельность. В Узбекистане они работали над проектами жилых домов, некоторые из которых были реализованы. Вернувшись Москву, стала преподавателем Московского архитектурного института, где проработала до 1979 года.
В 1943 году Зинаида Чернышёва и Григорий Захаров работали над проектом Пантеона защитников Москвы, за который в апреле 1943 года получили первую премию конкурса. Однако сам проект реализован не был.
В начале 1943 года супруги пришли работать в мастерскую Ивана Жолтовского. В 1944 году они приступили к проектированию станции «Курская»-кольцевая.
Из всех станций первого участка Кольцевой линии, «Курская» получилась, пожалуй, самой элегантной. Авторам удалось вместо массивных пилонов, традиционных для станций глубокого заложения, использовать узкие сдвоенные колонны. При этом центральный свод и своды боковых залов опираются каждый на свой ряд колонн. Торцы полуколонн, обращенных в центральный зал, украшены вертикальными желобками (каннелированы). В сочетании с белым мрамором Коелга это помогло архитекторам добиться ощущения лёгкости, простора и наполненности светом, что нечасто встречается в подземных сооружениях. В 1950 году за архитектурный проект станции «Курская»-кольцевая супруги получили Сталинскую премию 1-й степени.
В 1948 году Григорий Захаров и Зинаида Чернышёва выиграли конкурс с проектом перестройки павильона Белорусской ССР на ВСХВ, и в 1954 году он был осуществлён. В проекте супруги использовали стиль сталинской эклектики. Главным акцентом нового павильона стала круглая башня, увенчанная монументальной скульптурой «Родина» работы белорусского скульптора Андрея Бембеля. Женщина с венком на голове держит в одной руке сноп пшеницы, другим венком она награждает советский народ в благодарность за свое спасение в годы Великой Отечественной войны.
В сентябре 1950 года Зинаида Чернышёва была избрана членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР. В 1950 – 1953 годах работала в 5-й мастерской «Моспроекта» на должности главного архитектора проекта. В 1951 – 1954 годах была членом правления Московского отделения Союза архитекторов. Избиралась депутатом райсовета Свердловского района Москвы двух созывов (1963 – 1965 и 1965 – 1967 годов).
В 1952 году супруги получили первую премию на конкурсе проектов Бородинской панорамы, которую планировалось установить в ЦПКиО имени М. Горького на берегу Москвы-реки. В 1953 году Захаров и Чёрнышёва принимали участие в открытом конкурсе проектов Пантеона – памятника вечной славы великих людей Советской страны. В 1977 году на пересечении Кутузовского проспекта и Большой Дорогомиловской улицы был установлен обелиск «Москва – город-герой», созданный по проекту супругов.
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий