
Станция «Чкаловская» была открыта 28 декабря 1995 года в составе первого пускового участка Люблинского радиуса («Волжская» – «Чкаловская»). Своё название получила по улице Чкалова, которой в 1992 году, ещё до открытия станции, было возвращено историческое название Земляной Вал. «Чкаловская» – пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Её оформление посвящено авиации и Герою Советского Союза лётчику Валерию Чкалову. Серо-голубой волнистый мрамор пилонов напоминает о воздушной стихии, а блестящие металлические элементы – об авиации. О ней же, точнее об аэродинамичных формах крыльев и фюзеляжей, напоминают и профили образующих своды потолка и пилонов конструкций. В торцах платформы располагаются керамические панно с изображениями завихрений облаков вокруг Земного шара. В вестибюле размещены стилизованные сварные металлические конструкции, напоминающие элементы конструкции самолётов. Кстати, кроме Москвы, станции с аналогичным названием есть в метрополитенах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.

Валерий (имя при рождении Валериан) Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января) 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье мастера-котельщика казённых мастерских и домохозяйки. Сегодня родина лётчика носит его имя – город Чкаловск в Нижегородской области.
Валерий рано осиротел – его мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Преподаватели в школе, где учился Чкалов, отмечали его выдающиеся аналитические и математические способности. При этом успеваемость у него была средней. После окончания школы отец отправил мальчика на учёбу в Череповецкое техническое училище. Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище закрылось. Валерий Чкалов вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации – кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян».
В 1919 году, когда Валерию Чкалову было всего 15 лет, он впервые увидел самолёт и, загорелся мечтой об авиации. Осенью того же года он вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде. В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевск в Военно-теоретическую школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР. После её окончания в апреле 1923 года он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебск во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504.

По окончании училища в октябре 1923 года, как один из лучших курсантов, Чкалов был направлен в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde и Фоккер С-3). В конце мая 1924 года он прибыл в Серпухов для обучения в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания. В июне 1924 года в качестве военного лётчика-истребителя был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую авиаэскадрилью им. П.Н. Нестерова. За время службы Чкалов проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Он часто совершал рискованные полёты, один из самых знаменитых эпизодов в его биографии – пролёт под мостом Равенства (сейчас – Троицкий мост в Санкт-Петербурге). За свои поступки и лихачества он неоднократно подвергался взысканиям и даже приговаривался к лишению свободы – 16 ноября 1925 года Валерий Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» (вышел на службу в пьяном виде). Но у него всегда находились заступники, взыскания снимались, наказания смягчались.

В конце июня 1927 года Валерий Чкалов был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные (в основном немецкие) лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял первое место. 15 декабря 1927 года он прибыл в Брянск, в 15-ю авиационную бригаду имени ЦИК СССР. При перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена произошла авария – при подлёте к железной дороге Унеча – Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Сам лётчик отделался царапинами и ушибом колена, а вот самолёт восстановлению уже не подлежал. В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Его признали виновными в катастрофе и приговорили к году тюремного заключения. Позже реальный срок заменили условным. Валерия Чкалова направили в Ленинград, где он больше года работал лётчиком-инструктором в школе планеристов.

В 1930 году Чкалов начинает работать лётчиком-испытателем в московском НИИ ВВС РККА. Он испытывает множество самолетов от истребителей и бомбардировщиков до штурмовиков и экспериментальных машин. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода №39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Валерий Чкалов создал 15 фигур высшего пилотажа, некоторые из которых до сих пор не удается повторить. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой – орденом Ленина.

В 1936-1937 годах под руководством Валерия Чкалова были выполнены сверхдальние перелёты – сначала из Москвы на Дальний Восток, затем из Москвы в США. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. При этом медаль «Золотая Звезда», введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Валерию Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске).

Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что Сталин лично приехал на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся экипаж самолёта. С этого момента Валерий Чкалов приобрёл всенародную известность в Советском Союзе. 12 декабря 1937 года он был избран депутатом Совета национальностей Верховного совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР.

15 декабря 1938 года Чкалов разбился в ходе испытательного полёта на новом истребителе И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолёта отказал мотор. Стараясь избежать падения на жилые постройки, лётчик столкнулся с высоковольтной опорой, получил серьёзные ранения и позже скончался в Боткинской больнице. После гибели Валерия Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика.

Валерий Чкалов похоронен в Москве – урна с прахом была установлена в Кремлёвской стене. Поблизости от места катастрофы, на пересечении Хорошёвского шоссе с Хорошёвским тупиком, в 1998 году был установлен памятный камень.
Все изображения взяты из открытых источников.
Оставить комментарий