11 июня 2022, 10:00

Иван Лихачёв – один из организаторов советской автомобильной промышленности, директор московского 1-го Государственного автомобильного завода имени Сталина, кавалер пяти орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Великой Отечественной войны I степени и лауреат Сталинской премии.

Иван Лихачёв

Иван Алексеевич Лихачёв родился 3 (15) июня 1896 года в селе Озеренцы Венёвского уезда Тульской губернии в крестьянской семье. В 1908 году он окончил сельскую школу и уже в 12 лет начал трудиться подмастерьем в кустарных мастерских, а потом слесарем на Путиловском заводе в Петербурге. Неформальное звание «Путиловский рабочий» в то время значило очень много, но в революцию Лихачёв вступил матросом Балтийского флота, куда был призван в 1915 году. На фронтах первой мировой он был ранен, а позже, в июне 1917 года, вступил в РСДРП(б). В октябре того же года стал одним из организаторов отрядов Красной Гвардии в Гельсингфорсе. В 1917 – 1921 годах был командиром РККА, работал в ВЧК. В 1921 году был направлен на профсоюзную работу (с 1921 по 1926 год – управляющий делами Московского губернского профсоюза), одновременно учился в МГА, позднее в Ленинградском электромеханическом институте (отраслевом вузе Ленинградского политехнического института), но не окончил его.

Первый автомобильный завод в нашей стране был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. 15 августа 1918 года Высший Совет Народного хозяйства на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода собственностью республики. К этому моменту завод АМО («Автомобильное московское общество») представлял из себя… ремонтные мастерские. Большевики планировали превратить предприятие в полноценный автозавод, но возможности для этого были сильно ограничены. Несмотря на трудности в 1924 году из цехов завода вышел АМО-Ф-15 – первый советский серийный грузовой автомобиль. В 1925 году на заводе собрали 113 таких машин, а в 1926 году – уже 342. Но всё это не могло решить масштабных задач в рамках индустриализации. Нужен был прорыв!

Иван Лихачёв (в центре) и Максим Горький среди рабочих завода АМО (1928 год)

В декабре 1926 года, в возрасте тридцати лет, Иван Лихачёв был назначен директором 1-го Государственного автомобильного завода (1-й ГАЗ – такое наименование в 1925 году получил завод АМО, а 1 октября 1931 года ему присвоили имя Сталина и завод стал называться «ЗиС»). Ивану Лихачёву достался маленький и плохо оснащённый завод, но за очень небольшой срок «красный директор» сумел создать мощнейший автогигант. Четыре класса образования, специальность слесаря, курсы шоферов и твердая убежденность в том, что нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики – это всё, что понадобилось Лихачёву для того, чтобы превратить завод во флагман отечественного машиностроения. В 1929 и 1930 годах он посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей. По некоторым данным, ему даже предлагали остаться работать в Америке, но он отказался.

Иван Лихачёв в цехе завода «ЗиС» (1932 год)

Именно на «ЗиС» впервые в отечественном автопроме появились многие конструктивные новинки: гидравлический привод тормозов (1931), 12-вольтовая система оборудования (1934), восьмицилиндровый двигатель (1936), радиоприемник (1936), гипоидная главная передача и стеклоподъемники с сервоприводом (1946). С 30 апреля 1950 года завод начал выпускать холодильники, а с января 1951 приступил к производству велосипедов.

В 1927 году под руководством Ивана Лихачёва началась первая реконструкция предприятия под массовый выпуск советских грузовиков. По образному выражению самого Лихачёва: «Мы пришили к пуговице пальто» –  можно судить об объёмах этой реконструкции. Буквально за несколько лет из небольшого завода он превратился в одно из самых крупных предприятий Москвы. За время своей работы Иван Лихачёв трижды полностью реконструировал завод. Он добивался финансирования, менял оборудование на более современное, передовое. В 1931 году по его инициативе на предприятии был запущен первый в Советском Союзе конвейер. К лету 1933 года завод перешёл на производство новой модели ЗиС-5, широко известной «трёхтонке». Этот автомобиль быстро стал легендарным во времена индустриализации страны, а после на тяжёлых дорогах Великой Отечественной войны.

Иосиф Сталин беседует с Иваном Лихачёвым о ЗИС-101 (1936 год)

Иван Лихачёв ежедневно по нескольку часов проводил в цехах, причем шёл в первую очередь туда, где были самые сложные участки, туда, где в данный момент больше всего требовалось его участие. Часто он сам проверял выполнение наиболее ответственных заданий, чтобы лично убедиться в качественной работе. Когда заводу «ЗиС» поручили организовать впервые в стране производство лимузинов высшего класса, он ежедневно приходил в экспериментальный цех и проверял работу мастеров, вплоть до того, что контролировал мягкость набивки диванов лимузина, заставляя их переделывать сиденье до тех пор, пока качество его подушек не достигло лучших американских образцов. В 1930-х годах Иван Лихачёв усиленно занимался самообразованием, приглашая преподавателей по тем или иным дисциплинам. Заставлял учиться и начальников цехов – выдвиженцев из рабочего класса, также прикрепляя к ним преподавателей – в то время они не могли получить образование иным путём.

Нарком среднего машиностроения СССР Иван Лихачёв даёт интервью иностранным журналистам (1939 год)

В 1939 году Ивана Лихачёва назначили Наркомом среднего машиностроения СССР. А 2 октября 1940 года за «неоднократное неисполнение решений правительства и недопустимую практику нарушений конкретных указаний правительства по части соблюдения дисциплины в технологическом процессе производства на предприятиях Наркомата» его сняли с должности наркома и вновь назначили директором «ЗиС».

В начале Великой Отечественной войны, эвакуируя московское производство, Иван Лихачёв создал четыре филиала автозавода, выросших впоследствии в крупные самостоятельные производства: Уральский автомобильный завод (автомобили «Урал»), Ульяновский автомобильный завод (автомобили УАЗ), Челябинский кузнечнопрессовый и Шадринский автоагрегатный заводы. В морозные дни зимы 1941 года Иван Лихачёв сам облазил в Челябинске занесенные снегом открытые хранилища ранее эвакуированного из разных городов, но невостребованного оборудования, отбирая необходимые станки, чтобы обеспечить работу четырёх филиалов на Урале и Волге.

Иван Лихачёв поражал тем, что легко вспоминал фамилии и имена сотрудников завода, несмотря на то что в его подчинении были десятки тысяч человек. Люди шли к нему на приём, зная, что спрашивает с подчиненных он по полной, но всегда им помогает. Приказы и распоряжения директора Лихачёва были законом для всего коллектива. Известны случаи, когда по его приказу выполнялись практически невыполнимые задания. Например, немецкая авиация уничтожила завод, поставляющий на «ЗиС» пластмассовые детали, в том числе рули для автомобилей, Лихачёв распорядился за одну ночь создать конструкцию нового руля с деревянным ободом и в течение двух дней подготовить его производство. И это задание было выполнено в срок! Но, нужно отдать должное, директор никогда не забывал и отметить труд своих работников, в данном случае – дополнительными талонами на питание, что в военное время было лучшей наградой.

Наверняка у директора Лихачёва был служебный автомобиль с личным водителем. Но, между тем, он имел право бесплатного проезда в общественном транспорте Москвы, о чём свидетельствуют уникальные проездные документы из коллекции одного из членов Общества коллекционеров «Наше метро»

Другая особенность стиля Лихачёва-хозяйственника – стремление в условиях зависимости завода от огромного количества смежников как можно больше делать продукции самостоятельно. Во время войны он создал калибровочно-заготовительный цех. В 1945 году вывез из Германии прокатные станы, чтобы компенсировать перебои в поставках металлопроката. Организовал свое газовое хозяйство, построил бетонный завод и кислородно-ацетиленовую станцию и многое другое. В послевоенное время завод переживал свою третью масштабную реконструкцию, под выпуск новых автомобилей ЗиС-150 и ЗиС-151. Одновременно с этим завод готовил к выпуску новый лимузин высшего класса ЗиС-110 и большой городской автобус ЗиС-154, а также организовывал выпуск велосипедов «Прогресс» и первых в стране холодильников «ЗиС».

К сожалению, непосильные задания по реконструкции завода и одновременной организации сразу нескольких новых производств в тяжелое послевоенное время отрицательно сказались на качестве самой продукции Завода имени Сталина. Машины, запущенные в производство, оказались «сырыми» и недостаточно надёжными. В 1949 году за заслуги в развитии советского автомобилестроения Иван Лихачёв стал лауреатом Сталинской премии, а уже в следующем году он был снят с директорского поста и направлен руководить Московским машиностроительным заводом Министерства авиационной промышленности СССР в Лихоборах, производившем воздушные винты для самолетов и вертолётов. В сущности, это означало отставку. Но и здесь Иван Лихачёв проявил неутомимую энергию и волю. За модернизацию авиационного завода он получил один из своих орденов Трудового Красного Знамени.

В августе 1953 года, после смерти Сталина, Иван Лихачев был назначен министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог. В первых числах июня 1956 года его назначили министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. На последнем месте Лихачев проработал менее месяца: 24 июня 1956 года, спустя несколько дней после своего 60-летия, Иван Алексеевич Лихачёв умер. А его заводу, которому он посвятил почти всю свою жизнь, было присвоено его имя.

Все изображения взяты из открытых источников.

2
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Gennady_Pavlov_106Stanislav_Chernec_130 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Stanislav_Chernec_130
Участник

Где же ЗИЛ сегодня — в 2022 году???