Судьба человека порой совершает такие крутые повороты, которые не способно нарисовать даже самое богатое воображение. Именно так случилось с инженером-железнодорожником Тенгизом Шавгулидзе.
Тенгиз Евгеньевич Шавгулидзе родился в декабре 1913 года в городе Кутаиси в семье машиниста паровоза. Это было время технологического расцвета Российской империи. Железная дорога современной Грузии, ведущая своё начало с 1872 года от небольшого участка Тифлис – Поти, к 1913 году «опутывала» практически всю территорию Тифлисской и Кутаисской губерний, а профессия машиниста паровоза являлась престижной и высокооплачиваемой. Евгений Шавгулидзе, отец будущего изобретателя, сумел привить сыну любовь к железной дороге, а в особенности к пневматическому оборудованию подвижного состава. Жизнь в Кутаиси подарила Тенгизу Шавгулидзе сильный грузинский акцент, оригинальную харизму и притягательное обаяние, которые не оставляли равнодушным никого, кто был с ним знаком. Но его семейному счастью помешала революция, в результате которой семья оказалась в Москве. Отец устроился на работу машинистом на Московский тормозной завод, где его ценили не только за мастерство управления паровозом, но и за помощь, которую он оказывал при конструировании и испытании тормозных приборов.
Тенгиз Шавгулидзе с раннего детства пропадал у отца на работе, а по окончании школы сам устроился слесарем и помощником машиниста паровоза. В 1937 году он успешно окончил Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Талантливого молодого специалиста сразу заметили. За неполные два года он дослужился до должности старшего инженера – диспетчера Центрального паровозного управления НКПС, при этом не переставая заниматься рационализаторством. Первый патент в области тормозного оборудования Тенгиз Шавгулидзе получил уже в 1938 году. А через год он был призван в Красную Армию, где служил в железнодорожных войсках командиром тягового взвода железнодорожной бригады. Начало Великой Отечественной войны Тенгиз Шавгулидзе встретил в самом пекле ожесточённых боев на территории Украины. Осенью 1941 года он попал в окружение. Потеряв сознание, раненый командир оказался в немецком плену, но стойко вынес изнурительный труд, голод и тяжёлую зиму. С помощью белорусских подпольщиков он вырвался из лагеря и с группой товарищей в июне 1942 года вступил в ряды одного из партизанских отрядов Минской области.
Творческая мысль и мастерство Тенгиза Шавгулидзе проявились в отряде в первые же дни, когда командование поручило ему организовать ремонт и восстановление оружия и военного имущества. Товарищи искренне удивлялись, как он легко возвращал в строй вроде бы безнадежно разбитый пулемет или автомат, осваивал трофейное оружие. Командование высоко ценило Тенгиза Шавгулидзе за незаурядную техническую смекалку, столь необходимую в отряде. За ним сразу же закрепилась репутация «главного изобретателя» и даже «главного инженера».
Первым его изобретением стал знаменитый клин Шавгулидзе (переводная стрелка Шавгулидзе)– устройство, предназначенное для пуска под откос эшелонов противника. Стандартная операция подразумевала закладку взрывчатки на рельсовый путь и её подрыв в момент прохождения эшелона. Такая система имела ряд недостатков и в первую очередь требовала наличие самой взрывчатки, с которой у партизан были большие проблемы. Кроме того, детонация взрывчатки под поездом, как правило, нарушала целостность тормозной магистрали. Это приводило к автоматическому торможению эшелона, и в итоге часть вагонов оставалась на рельсах. Тенгиз Шавгулидзе сконструировал устройство, работающее по принципу железнодорожной стрелки. Оно монтировалось на ходовой рельс в течение всего нескольких минут. При наезде колесной парой на клин Шавгулидзе он в результате контакта гребня колеса и специальной рейки переводил колесную пару на наружную сторону пути, после чего эшелон полностью уходил под откос. Первый клин изобретатель лично установил в составе диверсионной группы на перегоне Лунинец – Калинковичи в Гомельской области Белоруссии. Результат превзошёл все ожидания: вражеский эшелон полностью сошёл с рельсов, на несколько дней парализовав движение на участке.
Как говорили партизаны, в руках Тенгиза Шавгулидзе мог стрелять даже кусок водопроводной трубы. Кроме клина он изобрёл изготавливаемые из гильз артиллерийских снарядов ручные гранаты, которые по действию и надежности превосходили промышленные образцы. Создав мастерскую, он сумел наладить их производство и только в течение 1943 года выпустил более 13 тысяч ручных гранат. Также одним из любимых партизанами изобретений Шавгулидзе стал ручной гранатомет, изготавливаемый на базе знаменитой винтовки системы Мосина. Конструкция была предельно проста: у винтовки спиливалась часть ствола, а на его место устанавливалась гильза 45-миллиметрового снаряда, в которую заряжалась граната, изготовленная из взрывчатки, извлечённой из неразорвавшихся авиабомб. Винтовка выстреливала холостым патроном, а образующееся давление газов выбрасывало гранату на расстояние до 300 метров! За первые месяцы кустарным способом было изготовлено около 120 ПРГШ – партизанских ружейных гранатометов Шавгулидзе, которые партизаны ласково называли «партизанской катюшей».
Командование Центрального штаба партизанского движения не хотело рисковать жизнью столь талантливого изобретателя, и в самом начале 1944 года его перевели для работы на Большую землю. В 1945 году Тенгиз Шавгулидзе демобилизовался, будучи автором более 20 уникальных образцов партизанского вооружения. Его наградили орденом Красного Знамени и медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.
После войны Тенгиз Шавгулидзе вновь приступил к работе, позднее возглавил конструкторское бюро Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Под его руководством были разработаны уникальные образцы тормозного оборудования для железнодорожного транспорта. В 1951 году Советом министров СССР было принято решение о создании единого конструкторского бюро по тормозному оборудованию на базе Московского тормозного завода (сейчас – АО МТЗ «ТРАНСМАШ»). Результатом объединения в том числе стало создание в 1958 году знаменитого крана вспомогательного тормоза усл. №254 системы Шавгулидзе – Гринио, который до настоящего времени используется практически на каждом локомотиве отечественной постройки. Кроме того, благодаря этому решению в одной команде стали работать ведущие конструкторы тормозного оборудования СССР. Так началась совместная работа Тенгиза Шавгулидзе и другого гениального изобретателя, Ивана Матросова, – того самого, который разработал тормозную систему для первых типов вагонов Московского метрополитена. Именно в этот период Тенгиз Шавгулидзе увлёкся конструированием пневматического оборудования для вагонов метро.
Затем Тенгиз Шавгулидзе был приглашён на работу в московское метро и возглавил конструкторское бюро приборов Московского метрополитена. Большая часть сконструированных им аппаратов применяется до сих пор. Итогом работы изобретателя стали такие пневматические приборы, как дверной воздухораспределитель, авторежим, пневматический стеклоочиститель и сердце пневматики метровагонов – тормозной воздухораспределитель ВРШ усл. №337.004. На создание этого прибора ушло около 15 лет, он эксплуатируется на вагонах метро уже более полувека и до сих пор является одним из ведущих образцов тормозного оборудования. Не имея притертых узлов, ВРШ в полной мере обеспечивает работу автоматического, неистощимого тормоза и благодаря прямодействию обладает высокой скоростью наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров.
Тенгиз Шавгулидзе не один год преподавал в Технической школе Московского метрополитена, передавая свой бесценный опыт молодежи. В наше время ещё работают на метрополитене его ученики, которые помнят увлекательные лекции и своеобразный, «фирменный» подход к преподаванию предмета «Пневматическое оборудование вагонов метрополитена». «Электричэский тормоз как юный ветрэный дэвушка: хочу сработаю, хочу не сработаю… Пневматический тормоз надёжный, как моя жена!», – говорил Тенгиз Шавгулидзе на уроках. После таких слов учебная группа просто влюблялась в предмет и в преподавателя.
Итогом трудового пути Тенгиза Шавгулидзе стало 85 успешно внедренных на железнодорожном транспорте и метрополитене изобретений, за которые он был удостоен звания «Заслуженный изобретатель РСФСР». В 1987 году Тенгиз Евгеньевич скончался в возрасте 74 лет, похоронен на Введенском кладбище в Москве. Но память о самобытном партизане-изобретателе, оружейных дел мастере Тенгизе Шавгулидзе навсегда сохранится в сердцах потомков.
Все изображения взяты из открытых источников.
СПАСИБО!!! За лето партизанский «способ Шавгулидзе», надеюсь освоим с ребенком… Уверен, что на занятиях по истории — сообщение оценят по достоинству… Такие ПЕДАГОГИ достойны долгой памяти!!!