3 июля 2021, 10:00

Пётр Фролов – изобретатель и горный инженер, организатор горнозаводского производства на Алтае, томский губернатор с 1822 по 1830 год. Он был одним из пионеров рельсового транспорта в России и автором смелых транспортных проектов. Пётр Фролов являл собой довольно редкий тип умного, образованного человека, изобретателя, руководителя производства и при этом ещё высокопоставленного чиновника. Но, прежде чем рассказывать о нём, требуется сказать несколько слов о его отце, Козьме Фролове. Потому что история отца и сына показывает, что, обладая умом, талантом, организаторскими способностями, можно было с самых низов добраться до самого верха даже в Российской империи.

Козьма Фролов

Будучи сыном мастерового на уральских рудниках, Козьма Дмитриевич Фролов, с одной стороны, научился чинить механизмы, а с другой – постоянно наблюдал тяжёлый ручной труд горных рабочих. И в течение всей жизни он занимался тем, что придумывал механизмы, облегчающие этот труд и делающие его в разы эффективнее. Окончил он всего лишь горнозаводскую школу, потом трудился на разных работах, в том числе строил конные водоподъёмники для откачки воды из шахт. В 1758 году он был направлен на Воицкий рудник, чтобы наладить там промывку золота. Уже через год он руководил всеми работами на Берёзовском руднике, а ещё через три – всеми золотыми промыслами Урала. А всё почему? Потому что как раз в это время он изобрёл самую производительную по тем временам золотопромывочную машину. Через некоторое время Козьму Фролова перевели на Алтай, где он механизировал процесс толчения и промывки руды, на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метров, и установил созданный по собственному проекту оригинальный рудоподъёмник.

Схема водоотливной машины, установленной в 1783 году на Вознесенском руднике в Алтае механиком Козьмой Фроловым

Ещё в 1764 году он соорудил на алтайских Колывано-Воскресенских заводах рельсовые пути (деревянные лежни) для перевозки руды по внутризаводской территории. Вагонетки приводились в движение канатной тягой от центрального водяного насоса. Немудрено, что в конце концов Козьма Фролов стал руководителем работ на всех рудниках Алтая.

Изобретатель Пётр Фролов

Таким образом, его сын уже имел возможность получить хорошее образование. Правда, работать он начал тоже рано, чуть ли не с шести лет. Родился Пётр Фролов 27 (16) января 1775 года в Змеиногорской крепости. Но уже в 1783 году отец отправил его, восьмилетнего, обогащаться знаниями и постигать геологию и металлургию в Санкт-Петербургское горное училище. Тогда – одно из лучших учебных заведений России. Через десять лет юноша вернулся домой уже хорошо подготовленным специалистом. В чине шихтмейстера он поступил на Колывано-Воскресенские заводы, служил «по маркшейдерской должности и заведованию лесов» на Змеиногорском, а затем на Гольцовском, Семёновском, Лазурском и восьмом рудниках. В 1797 году заведовал припасами на Сузунском медеплавильном заводе. С 1798 года по 1801 год руководил поставкой свинца с Нерчинских на Колывано-Воскресенские заводы. В 1804-1805 годах составил карты Иртыша и его притоков.

План и профиль чугунной дороги П.К. Фролова. Выкопировка Н. Савельева из чертежа 1815 года

Впервые внутризаводские чугунные рельсы стали применяться ещё в 1788 году в Олонецком крае на Александровском чугунолитейном заводе, изготовлявшем пушки, – для передвижения орудий из цеха в цех. Чугунная дорога имела в длину около 170 метров, была построена под руководством Никиты Ярцева и действовала довольно долго. Есть основания предполагать, что подобные чугунки существовали и на других металлургических заводах России. Правда, на них не было конной тяги, да и сделаны они были примитивно. А вот первая в России чугунная дорога с конной тягой была построена в 1806–1809 годах от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода именно усилиями Петра Фролова. И проработала 25 лет. Она была замечательна не только лошадьми. Дело в том, что именно Пётр Фролов впервые начал делать «путь» в современном понимании этого слова. Как он отметил в донесении, «потребно было в некоторых местах углубиться в землю, а в других возвыситься от оной». То есть сделать, как бы теперь сказали, насыпи и выемки, устроить ровный профиль пути. Чугунный путь врезался в выемку, затем выходил на виадук, достигавший в длину 870 метров, и проходил по установленному на каменных быках железнодорожному мосту через речку Корбалиху. Новыми были и рельсы, отлитые по проекту Фролова. Из того же донесения: «Верхняя их часть имеет елиптический профиль, а окружность колеса – такую же вогнутость, которою оно удерживается на грифе». И даже расписание движения было составлено по минутам.

Рельсы и колесо повозки Змеиногорской чугунной дороги Фролова в Алтайском краевом музее

Профессор Петербургского университета Н.П. Щеглов писал в начале XIX века в газете «Северный муравей» о конной чугунке Фролова: «В России построена и с успехом действует с 1810 года в Колыванском округе на протяжении 1 версты 366 сажен (1867 метров) между Змеиногорским рудником и ближайшим заводом чугунная дорога, по которой одна лошадь везёт 3 телеги, в 500 пудов каждая, то есть производит работу 25 лошадей, употребляемых на обычных дорогах». На этом Пётр Козьмич не остановился и составил проект уже большой (протяженностью 150 км!) «чугунной дороги» от соляного озера Эльтон до Волги – для доставки соли. Проект, правда, реализован не был: не дали денег. Зато осуществилось другое: ещё в 1808 году Фролов спроектировал специальные речные суда для перевозки руд и руководил их постройкой и опытным сплавом на них руд в Барнаул по Алею и Оби.

Проект дороги от озера Эльтон до Волги, составленный Петром Фроловым в 1812 году

В 1817 году Пётр Фролов был назначен начальником Колывано-Воскресенских заводов, фактически начальником Алтайского горного округа. А в 1822 году – томским губернатором (совмещая должности). Вроде бы последнему назначению способствовал Сперанский, приезжавший в 1819 году в Барнаул с инспекцией. Тот самый Михаил Михайлович Сперанский, бывший учитель, бывший законодатель, бывший государственный секретарь России, вернувшийся после опалы к государственной деятельности. В то время графом он ещё не стал, зато служил генерал-губернатором Сибири. И любимым его занятием было снятие с должностей проворовавшихся чиновников, коих и тогда в России было в достатке. Отстранили от дел (а позже предали суду) и томского губернатора Илличевского. А вот Пётр Фролов своей честностью и неподкупностью Сперанскому понравился. И надо сказать, доверие он оправдал. Пётр Фролов производил постоянные проверки заводов, рудников и прочих подведомственных учреждений, отдал под суд несколько десятков чиновников. О его принципиальности ходили легенды. И даже появилось крылатое выражение: «Не боюсь ни огня, ни меча, а боюсь Петра Козьмича».

После назначения Фролова начальником многое изменилось в Барнауле и окрестностях. Заводы вышли из кризиса и стали приносить прибыль. Была значительно увеличена выплавка железа, чугуна и свинца. Производство серебра стабилизировалось на уровне 1000 пудов в год. Были построены первые в Западной Сибири бумажная фабрика и типография. Появились метеорологическая и магнитная станции. Началось строительство горного госпиталя, училища и богадельни, а также обелиска в честь столетия горного дела на Алтае. Был открыт краеведческий музей. Появился первый в Барнауле бульвар. Неплохо за 13 лет! В 1830 году Пётр Фролов вышел в отставку и переехал в столицу. Но уже в следующем году вновь поступил на службу, был назначен сенатором и произведен в чин тайного советника. Был членом разных сенатских комиссий и работал вплоть до своей смерти 22 (10) января 1839 года.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о