7 марта 2025, 10:00

Ровно 100 лет назад родился Юрий Вдовин – советский архитектор, проектировщик станций московского и минского метрополитенов.

Архитектор Юрий Вдовин

Юрий Викторович Вдовин родился 7 марта 1925 года в городе Шадринск Уральской (сейчас – Курганской) области. Принимал участие в Великой Отечественной войне, служил во 2-ой гвардейской миномётной бригаде, закончил войну в звании старшего лейтенанта. Был награждён Орденом Отечественной войны II степени.

В 1952 году окончил Московский архитектурный институт. Был учеником знаменитого архитектора Алексея Николаевича Душкина. В 1957 году вступил в Союз архитекторов СССР. Являлся членом ревизионной комиссии Союза архитекторов СССР.

Юрий Вдовин – один из авторов проекта здания универмага «Детский мир» на Лубянке. Принимал участие в 12 отечественных и зарубежных конкурсах, в том числе памятников на Кубе и в Женеве, железнодорожного вокзала в Софии, а также санаториев. В 1957–1958 годах работал над конкурсным проектом Дворца Советов на Юго-Западе Москвы (совместно с Алексеем Душкиным и Борисом Тхором).

В начале 1960-х Юрий Вдовин пришёл работать в институт «Метрогипротранс», занимавшийся проектированием станций Московского метрополитена. В 1978–1985 годах являлся главным архитектором проектного института «Метрогипротранс».

Юрий Вдовин – соавтор проектов восьми станций Московского метрополитена, одной станции Минского метрополитена, а также принимал активное участие в подготовке технической эксплуатационной документации для строительства Стамбульского метрополитена.

Проект станции «Октябрьская»-радиальная (1962)

Каждая из его станций уникальна и неповторима. Первым проектом Юрия Вдовина для московского метро стала станция «Октябрьская»-радиальная. Проект станции был разработан им совместно с архитекторами Александром Стрелковым и Ниной Алёшиной ещё в начале 1950-х годов. Но уже в конце этого десятилетия он был существенно переработан. И не только из-за вышедшего в ноябре 1955 года постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», но и в связи с перепланировкой площади. Её планировалось полностью реконструировать в духе новой архитектуры с крупномасштабными модернистскими постройками и новопостроенным кинотеатром, рядом с которым и должен был располагаться белоснежный вестибюль станции метро. В итоге сама станция получила довольно скромное оформление.

А вот наземный вестибюль «Октябрьской»-радиальной, представляющий собой яркий образец советского модернизма, до сих пор является любопытным исключением в весьма скромную «хрущёвскую» эпоху московского метро начала 1960-х годов.

Та же команда архитекторов совместно с Валентиной Поликарповой и Анной Маровой создала проект ещё одной станции пускового участка Калужского радиуса – «Ленинского проспекта». Здесь главной особенностью стало освещение. По предложению Юрия Вдовина, лампы на станции расположили вдоль колонн, чтобы они визуально создавали эффект световой дорожки.

Проект станции «Рязанский проспект» (1966)

На открывшемся в конце 1966 года Ждановском радиусе (сейчас – Таганско-Краснопресненская линия) Юрий Вдовин принимал участие в проектировании сразу трёх станций: пилонной «Таганской» и двух «сороконожек» – колонных станций мелкого заложения «Рязанский проспект» и «Пролетарская». В проектах этих станций архитекторами были предприняты первые робкие попытки уйти от жёсткого функционализма начала 1960-х годов.

Станцию «Рязанский проспект», спроектированную совместно с Ниной Алёшиной и Натальей Самойловой, украсили выложенным на путевых стенах красными плитками узором, напоминающей орнамент в стиле рязанских полотенец. А на «Пролетарской», спроектированной совместно с Юлией Колесниковой, путевые стены украсили жёлтыми вставками с алюминиевыми изображениями серпа и молота.

Проект наземного вестибюля станции «Рязанский проспект» (1966)

«Таганская»-радиальная, конечно же получила не такое роскошное оформление, как одноимённая станция Кольцевой линии. Но и здесь архитекторы Юрий Вдовин и Нина Алёшина смогли найти способ украсить станцию – на путевых стенах разместили 8 узких металлических панно на тему освоения космоса работы художника Эдуарда Ладыгина.

Проект станции «Таганская»-радиальная (1966)

Станцию «Тургеневская» Юрий Вдовин спроектировал совместно с Ираидой Петуховой и Иваном Тарановым. Здесь путевые стены украсили 4 чеканных латунных панно латвийских художников Хайма Рысина и Джемса Бодниекса.

А название «Пушкинская» говорит само за себя – здесь на ярких медных чеканках на путевых стенах можно прочитать строки из произведений поэта. В 1977 году архитектор Юрий Вдовин стал лауреатом премии Совета Министров СССР именно за проект станции «Пушкинская».

Последней станцией, спроектированной для московского метро в соавторстве с Виктором Черёминым, стала «Шоссе Энтузиастов». Её особенностью стало размещение светильников за широким карнизом над арками пилонов, что придало станции атмосферу загадочности.

Первоначальный проект станции «Шоссе Энтузиастов» (1979)

В начале 1980-х годов Юрий Вдовин вместе с белорусскими архитекторами принял участие в проектировании станции «Кастрычніцкая» («Октябрьская»), которую многие считают самой красивой станцией первого пускового участка Минского метрополитена.

В 1981 году Юрий Вдовин был удостоен звания Заслуженный архитектор РСФСР, а в 1985 году награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о