2 мая 2020, 17:00

С момента открытия 29 июня 1984 г. Минский метрополитен использовал в качестве оплаты проезда 5-и копеечные монеты, о которых мы рассказывали на примере практически всех метрополитенов постсоветского пространства.

С 1992 года Минский метрополитен переходит с монет на жетоны.

Решение было найдено быстро, путём производства пластиковых жетонов с металлической вставкой для придания веса.

Металлические вставки известны в двух типах исполнения, с большой и малой окружностью в центре.

Первые тестовые варианты были жёлтого, синего, красного, белого и других цветов. Были даже варианты в прозрачном и полупрозрачном исполнении. Но только лиловый цвет был утверждён и пущен в массовое производство. Хотя, многие тестовые варианты, по словам очевидцев, в первые дни внедрения пластиковых жетонов даже просочились в продажу.

Кстати, в музее Минского метрополитена можно увидеть все виды тестовых жетонов, а также пресс-форму для литья этих жетонов с образцами этих цветных “веток”.

Тестовый жетон из обращения

Разновидности жетона можно разделить на 4 типа, причём все 4 типа различаются реверсом.

Типы реверсов Минского жетона
  1. Большая буква М (жирный контур)
  2. Большая буква М (тонкий контур)
  3. Малая буква М
  4. Малая буква М (округлый контур)

Все 4 варианта реверса встречаются и с первым типом металлической вставки и со вторым. А это уже 8 разновидностей )

Коллекционеры также находят различные разновидности и по аверсу жетона. Горячее литьё в этом играет не последнюю роль. Малейшие отклонения по контурам всего аверса, засорения, застывшие в пресс-формах материалы, а также не симметричное попадание металлических вставок в центр жетона дают повод находить всё больше и больше разновидностей. Существуют также разновидности и по-традиционному развороту аверс/реверс по углам.

Тираж массового жетона составил чуть более 2 млн. экземпляров. Кстати, около половины всего тиража до сих пор находятся на складах метрополитена и потихонечку приходят на смену списанных, изношенных жетонов, а в год их число достигает до нескольких десятков тысяч штук.

В 2007 году, в честь 15-летия первых жетонов, была выпущена небольшая партия из алюминиевых жетонов.

Варианты были с цветной эмалью и без. Также были выпущены жетоны с анодированным алюминием с цветной эмалью.

Алюминий
Алюминий, цветная эмаль
Анодированный алюминий, цветная эмаль



К 30-летию Минского метрополитена 29 июня 2014 г. в Минском метрополитене начались реализовываться юбилейные жетоны.

Серия из 8-и юбилейных жетонов была изготовлена тиражом в 75.000 штук каждый (общий тираж составил 600.000 шт.)

Юбилейные жетоны отличаются от обычных жетонов образца 1992 года рисунком аверса: изображения одной из 8 станций метро, введенных в строй в 1984 году. В центре каждого жетона станционный зал соответствующей станции метро, внизу дата 1984-2014, по контуру названия на английском (в транскрипции) и белорусском языках:

INSTYTUT KULTURY – IНСТЫТУТ КУЛЬТУРЫ

KASTRYCNICKAJA – КАСТРЫЧНIЦКАЯ

PLOSCA JAKUBA KOLASA – ПЛОШЧА ЯКУБА КОЛАСА

PLOSCA PIERAMCHI – ПЛОШЧА ПЕРАМОГI

PARK CALIUSKINCAU – ПАРК ЧАЛЮСКIНЦАУ

MASKOUSKAJA – МАСКОУСКАЯ

PLOSCA LIENINA – ПЛОШЧА ЛЕНIНА

AKADEMIJA NAVUK – АКАДЭМIЯ НАВУК

Цвет и параметры жетонов остались прежними, лиловыми. Идея изготовить партию жетонов другого цвета не нашла одобрения у специалистов ОАО «НИИЭВМ», которые занимались производством турникетов. В этом случае пришлось бы перенастраивать электронику турникетов, в котором фирменный лиловый цвет является одним из 6-и степеней защиты жетонов.

Что касается разновидностей по этим юбилейным жетонам, то здесь на реверсе можно заметить незначительные отклонения по контуру большой буквы М, хотя многие коллекционеры не обращают на это внимания, списывая опять-таки на недостаток технологии литья жетонов. Чуть жирный контур, который визуально тяжело отличить от тонкого контура (примерно между типами 1 и 2 реверса, описанные выше), это результат отклонений от установленной скорости работы пресс-форм, а также незначительных отклонений температуры заливки пластмассы.

Разновидностью юбилейных жетонов можно считать также тип металлических вставок. Две вышеописанные типы вставок встречаются на всех 8-и юбилейных жетонах Минского метро. Так что все 16 штук юбилейных жетонов должны быть в вашей коллекции ))

И на сегодняшний день Минский метрополитен в качестве оплаты проезда принимает как жетоны (все типы с 1992 года), так и бесконтактные карты для проезда.

7
Оставить комментарий

avatar
4 Цепочка комментария
3 Ответы по цепочке
3 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Арам Григорян 131Igor_Gusev_190mikhail_gruzdev_110lumenaddict Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
lumenaddict
Участник

А как с алюминием – это сувенирка или полноценное средство оплаты?

mikhail_gruzdev_110
Участник

Это МОЯ коллекция!! Так что не должны быть там 16 жетонов с различной степенью брака 🙂
А есть информация по алюминиевым жетонам, где распространялись, чисто внутри, или продавали в кассе?

Igor_Gusev_190
Участник

Ну уж если здесь упоминается музей Минского метро, то было бы уместно упомянуть и про жетоны музея, а их как минимум три вида, так же как и алюминий, они являются только сувенирами.