14 мая 2020, 17:00

Бакинский метрополитен был открыт 25 ноября 1967 года.

С момента открытия и до 4 января 1992 года турникеты Бакинского метро принимали 5-и копеечные монеты образца СССР. С 4 января оплата подорожала в 3 раза и уже в монетоприёмник приходилось опускать 3 монеты по 5 копеек или 15-и копеечную монету. А с 1 марта стоимость проезда увеличился до 30 копеек. И турникеты принимали 2 монеты по 15 копеек.

Уже в мае 1992 года руководство Бакинского метрополитена задумалось о внедрении жетонов.

Заказ на жетоны принялся изготавливать Бакинский завод порошковой металлургии (г. Баку пос. Бакиханов). Дизайн жетона не отличался оригинальностью: на аверсе логотип метро в виде буквы «М» и «BAKI» (Баку) под логотипом. Реверс — чистый.

Алюминиевый и медный жетоны.

Несмотря на разный вес, первые тестовые жетоны (алюминиевые и медные) успешно прошли испытания. Но из-за дороговизны использования алюминия или меди было принято решение изготавливать латунные жетоны. К дизайну тоже были претензии, широкую букву М решено было сузить, а точнее немножко приплющить. С буквы «М» также исчезла чрезмерная выпуклость.

Латунный тестовый жетон

Латунный вариант тоже прошёл тест по всем техническим характеристикам, но к букве М опять «придрались» и решили увеличить высоту, также её приподняли к верхнему канту. Этот вариант и был утверждён.

Первый латунный жетон.
Диаметр — 20 мм ( ± 0,5)
Толщина — 1 мм ( ± 0,3)
Вес — 3,2 г (± 0,7)

С 1 июня 1992 года Бакинский метрополитен переходит на оплату проезда по жетонам.

1,2 тип — тестовый
3 тип — массовый

«Неподготовленный» завод для производства жетонов изготавливал неоднородные жетоны. Да и качество штамповки оставляло желать лучшего. Для коллекционеров вся эта ситуация была не очень благоприятная, т.к. практически каждый жетон, можно было отнести к уникальной разновидности. Количество таких разновидностей до сих пор сводит с ума многих коллекционеров.

Технические характеристики жетонов тоже имели достаточно серьёзные отклонения от утверждённых характеристик. Но, монетоприёмники турникетов были настроены на широкий диапазон технических отклонений этих жетонов. Недочеканенные, толстые, тонкие и иные бракованные жетоны всё равно реализовывались через кассы метро. Кстати, первые тестовые жетоны были изготовлены в большом количестве и их тоже пустили на реализацию. Широкий диапазон отклонений привёл к тому, что граждане начали засовывать мало-мальски похожие жетоны или монеты, а иногда просто металлические заготовки. Та же 15-и копеечная монета иногда давала возможность пройти в метрополитен. Поэтому к концу дня после опустошения турникетов сотрудники метрополитена находили интересные экземпляры среди всей кучи жетонов.

В течение нескольких лет были предприняты разные попытки отсеивания «левых» жетонов, внедрялись талоны для проезда, корректировались монетоприёмники, но количество всяких заготовок, монет и подделок не уменьшалось. В принципе нельзя было решить проблему имея такой широкий технический диапазон самих жетонов, о чём мы говорили выше. Такая «вакханалия» продолжалась аж до 26 июня 1996 года.




27 июня 1996 г. Бакинский метрополитен переходит на пластиковый жетон.

Первый пластиковый жетон.
Диаметр — 24,8 мм ( ± 0,1)
Толщина — 2,1 мм ( ± 0,1)

Пластиковый жетон, как вы догадались, был изготовлен в Харькове. Аверс с названием города и толкатель в виде буквы «М» выдают Харьковское происхождение жетона. На реверсе контурное изображение «Девичьей башни» в Баку.




В честь 30-летия Бакинского метрополитена, в 1997 году были выпущены юбилейные жетоны.

Юбилейные жетоны имели те же технические характеристики, что и первый пластиковый жетон. Но цвета — синий, красный и зелёный периодически менялись в период с 1997 по 2006 г. для предотвращения подделок. Первый пластиковый жетон также имел хождение в этот период.

С 1 марта 2006 года оплата проезда в Бакинском метрополитене  начала осуществляться исключительно посредством пластиковых карт.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о