13 июня 2020, 10:00

Николай Ладовский – родоначальник одного из направлений советского авангарда – рационализма, противопоставлявшего себя конструктивизму. В основе взглядов рационалистов – внимание к пространству и психологии восприятия. С именем Николая Ладовского связана реформа архитектурно-художественного образования ВХУТЕМАСа и разработка градостроительной концепции города будущего.

Архитектор Николай Ладовский

Николай Александрович Ладовский родился 3 (15) января 1881 года. В своей автобиографии он писал о начале трудового пути, что проработал «4 года литейщиком и 15 лет строителем». Николай Ладовский много лет занимался архитектурным проектированием, ещё до получения специального архитектурного образования. В 1900-е годы получил три премии от Петроградского общества архитекторов за конкурсные проекты. С 1907 года «непрерывно работал по архитектуре в Петрограде, проектируя и заведуя технической стороной построек». В 1914-1917 годах учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Получил диплом об окончании училища в 36 лет. В 1918 году работал в Первой архитектурной мастерской Моссовета под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева.

Процесс формирования творческого кредо Николая Ладовского был сложным и противоречивым. В 1918-1922 годах, когда постепенно складывались теоретические и творческие принципы рационализма, сторонники этого течения испытали влияние и школы Ивана Жолтовского, и кубофутуризма, и символического романтизма, и экспериментов супрематизма, и опытов художников-конструктивистов. К 1919 году Ладовский, не удовлетворённый направленностью работы мастерской, возглавил творческую оппозицию против Ивана Жолтовского. В мае 1919 года вошёл в созданную при отделе ИЗО Наркомпроса Комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх, с ноября того же года – Живскульптарх). В Комиссии участвовал в дискуссиях на темы развития архитектуры и искусства, общих проблем формообразования, пространственных аспектов архитектуры, создавал многочисленные проекты, в которых экспериментировал с динамической композицией. В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой публичной демонстрацией новаторских направлений архитектуры. Самое большое впечатление на участников и посетителей выставки произвели проекты Николая Ладовского. С этого момента его, до этого практически не известного в архитектурных кругах, стали воспринимать как лидера нового направления архитектуры – своеобразного антипода другому направлению (неоклассическому), возглавляемому Жолтовским.

Экспериментальный проект коммунального дома (1920 год)

Вокруг Ладовского – признанного главы, теоретика, организатора и творческого лидера рационализма – постепенно создавался коллектив творческих единомышленников, объединившихся в 1923 году в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). Придавая большое значение технике в развитии новой архитектуры, Ладовский, однако, видел главное в процессе формообразования не в эстетизации новых конструкций и материалов, а в тех возможностях, которые они предоставляют в области решения пространства. Он считал, что основной задачей архитектора является решение пространственных задач. Эти идеи нашли отражение и в его выступлениях на заседаниях Живскульптарха и рабочей группы архитекторов ИНХУКа. В принятой в апреле 1921 года программе возглавлявшейся Николаем Ладовским рабочей группы архитекторов ИНХУКа были сформулированы такие основополагающие творческие принципы рационализма, как повышенное внимание к проблемам пространства и психологии восприятия. Эти принципы легли затем в основу теоретического кредо АСНОВА, председателем которой был Николай Ладовский.

Выставка макетов работ на тему «Выявление и выражение массы и веса» по дисциплине «Пространство» (1927-28 годы)

Начал преподавательскую деятельность с момента основания Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) как профессор архитектурного проектирования. Произвёл революцию в архитектурном образовании, создав дисциплину «Пространство», в основу которой легла новая методика преподавания, направленная на развитие у учащихся объёмно-пространственного мышления. Ввёл в практику преподавания макетный метод выполнения композиционных заданий. С 1923 года дисциплина «Пространство» была включена в общий курс Основного отделения для всех специальностей. В 1927 году организовал во ВХУТЕИНе научно-исследовательскую лабораторию («чёрную комнату») для исследования объективных закономерностей психофизического восприятия. В 1928 году создал альтернативную АСНОВА организацию АРУ. Причиной этого стала неудовлетворённость деятельностью АСНОВА, практически не имевшей выхода на реальное проектирование и уступившей арену творческой борьбы конструктивизму.

Проект памятника Xристофору Колумбу в Санто-Доминго (1929 год)

Наряду с большой теоретической и педагогической работой Николай Ладовский в 1920-е годы принимает активное участие во многих конкурсах: Советский павильон на выставке в Париже (1924), Смоленский рынок в Москве (1926), памятник Колумбу в Санто-Доминго (1929) и др. В 1930 году Николай Ладовский создаёт конкурсный проект «Зелёного города» под Москвой, в котором он разработал новый тип гибкой автострады и предложил максимально использовать в жилищном строительстве принципы стандартизации и индустриализации (монтаж зданий из изготовленных на заводе полностью оборудованных и законченных жилых кабин).

«Парабола» Ладовского

В 1932 году архитектор Ладовский предложил радикальный вариант развития столицы. В одном из участков предполагалось разорвать средневековую радиально-кольцевую систему Москвы и направить развитие города вдоль организующей оси, идущей от центра на северо-запад в виде луча. В качестве такой оси была выбрана улица Тверская и Ленинградский проспект. Таким образом, центр получал выход из статической точки и превращался в динамическую ось – линию, имеющую важное свойство — способность бесконечно развиваться в северо-западном направлении. По основной планировочной схеме «парабола» Ладовского близка к концепции «динаполиса» греческого архитектора Константиноса Доксиадиса, появившейся в послевоенные годы.

Проект станции метро «Дзержинская» (1934 год»)

В 1934–1935 годах Николай Ладовский спроектировал станцию московского метро «Дзержинская» (сейчас – «Лубянка») с двумя параллельными тоннелями перронных залов без центрального нефа. Это решение было совсем нехарактерно для Москвы. К сожалению, от облика той станции до наших дней дошли только фрагменты отделки стен у выходов – остальное было утрачено, когда раскрыли центральный зал и соорудили пересадку на станцию «Кузнецкий мост».

Перронный зал станции метро «Дзержинская» (сейчас – «Лубянка»)

Наземный павильон станции «Красные ворота» Николай Ладовский решил в виде остеклённого параллелепипеда, скрытого со стороны площади раструбом из концентрических бетонных арок. Образуя центрическую композицию, эти арки как бы вовлекают пассажиров в подземное пространство. Чёткие полукружья арок придают крупный масштаб и монументальность очищенной от лишних декоративных деталей «ракушке». Возможно, автор хотел напомнить о стоявших на той же площади барочных Красных Воротах елизаветинского времени, построенных знаменитым архитектором Дмитрием Ухтомским, снесенным в 1928 году.

Наземный вестибюль станции метро «Красные ворота»

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о