30 мая 2020, 10:00

Леонид Поляков, ленинградец по рождению и воспитанию, большую часть жизни провёл в Москве, где по его проектам были построены жилые и общественные здания, станции метро, архитектура которых слилась с градостроительной средой столицы и стала её достопримечательностью.

Архитектор Леонид Поляков в своей мастерской

Леонид Михайлович Поляков родился 21 августа 1906 года в Санкт-Петербурге в семье владельца небольшой строительной фирмы. Поступив в 1923 году в Ленинградский художественно-технический институт (бывшая Академия художеств), Поляков обучался у крупнейшего русского зодчего Ивана Фомина, от которого воспринял высокую художественную культуру, любовь к классической и отечественной архитектуре, секреты профессионального мастерства. Ещё студентом он начал заниматься проектированием в одном из архитектурных трестов. По окончании института в 1929 году несколько лет продолжал работу в Ленинграде. В начале 1930-х годов с группой архитекторов Леонид Поляков переехал в Москву, где принял участие в проектировании Дворца Советов вместе с Борисом Иофаном. В группу авторов, проектировавших Дворец, вошли ленинградцы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, которые и пригласили для работы в этом коллективе молодых ленинградских коллег. Эта работа стала большой школой мастерства для целого ряда советских зодчих, художников-монументалистов, скульпторов. Одновременно Поляков работал в мастерской №3 Моссовета. В 1933-1935 годах по его проектам были построены два жилых дома – на Арбате и на Спиридоновке.

Группа архитекторов в работе над проектом Дворца Советов

К довоенным сооружениям Леонида Полякова относится Северный вход на ВДНХ – в 1939 году главный вход на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Сооружение представляет собою белую арку-ворота гармоничной трёхчастной формы. Два квадратных в сечении бруса изогнуты в виде высоких стройных арок, поставленных одна за другую. Легкие в своей стремительности, они заключены между массивными устоями, которые, в свою очередь, прорезаны арочными проемами и сверху облегчены купольными сводами с круглыми отверстиями. Для усиления массивности и контраста между центральной и боковыми частями в виде контрфорсов с обеих сторон поставлены полуобелиски. Центральные арки с фасадной стороны украшены сплошным рельефом на тему изобилия (скульптор Георгий Мотовилов).

Главный вход ВСХВ в 1939 году (сейчас – северный вход ВДНХ)

Первоначально именно через Северный вход проходил основной поток посетителей на выставку, демонстрировавшую успехи социалистического сельского хозяйства. В конце 1970-х годов граница ВДНХ расширилась, и Северный вход перестал нести функциональную нагрузку, а остался фактически как памятник архитектуры 1930-х годов, не потерявший своего очарования н сейчас. Однако некогда образ его был символом ВСХВ, и символом настолько всеобщим, что победивший на конкурсе проектов Главного входа на ВСХВ 1954 году архитектор Иннокентий Мельчаков включил в центральный пролет своего грандиозного шестиколонного портика ведущий элемент входа Леонида Полякова – украшенную рельефом арку.

Главный вход на ВСХВ. Первоначальный вариант (1937 год)

13 марта 1938 года открылся участок от станции «Улица Коминтерна» до станции «Курская». Проект станции «Курская» принадлежал Леониду Полякову. Вестибюль станции встроен в первый этаж жилого дома, который выходит на площадь Курского вокзала. На всём пути под землёю архитектор приковывает внимание к верхней части пространства, не закрытой толпою: к перекрытиям, потолкам и сводам, по большей части, украшенным разнообразными кессонами. В кассовом зале к потолку подвешен большой бронзовый венок из лавровых листьев, на котором закреплены обращенные вверх светильники. Мощные пилоны станционного зала облицованы серым мрамором, белые своды обработаны кессонами. На пилонах укреплены круглые бронзовые решетки со снопами и серпами в центре. Стены тоннелей облицованы белой глазурованной плиткой, а нижняя их часть – черным мрамором. Архитектурный образ станции – мужественный и сдержанный. Среди деталей выделяется декоративный пояс-карниз из четырёх мелких полочек – такие полочки прежде были использованы в архитектуре станции «Красные ворота» учителем Полякова Иваном Фоминым, после кончины которого, станцию закончил Леонид Поляков.

Проект станции «Курская», 1937 год

В предвоенные годы Поляков стал руководителем архитектурной мастерской Моссовета, в которой разрабатывались проекты жилых и общественных зданий. В 1941-1943 годах он находился на оборонных заводах Южного Урала, где занимался проектно-строительными работами. По возвращении в Москву работал в Академии архитектуры СССР, а с 1944 года руководил Государственной архитектурной мастерской Комитета по делам архитектуры при Совете Народных Комиссаров СССР. Леонид Поляков отдал много сил восстановлению Севастополя: его генеральному плану, застройке проспекта Нахимова – одной из ведущих магистралей и других районов города-героя. В 1948-1950 годах Леонид Поляков занимал пост главного архитектора и члена коллегии Управления по восстановлению Севастополя при Совете Министров СССР. Одновременно он продолжал проектировать для Москвы. В 1950 году по его проекту была построена станция метрополитена «Калужская» (сейчас – «Октябрьская»-кольцевая), а в 1953 году открылась «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

Проект станции «Калужская» («Октябрьская»-кольцевая), 1949 год

В повседневном общении Леонид Поляков раскрывался далеко не перед всеми: его доверие надо было завоевать. Предельно собранный, аккуратный, деловитый, он за доской работал быстро и виртуозно. Объяснялось это тем, что он видел будущий чертеж со всеми подробностями. Рассказывают, что, начав чертеж с верхнего левого угла, он скоро заканчивал его в нижнем правом углу. Графика его была безупречна. Выстроенные вскоре после войны станции метро отражают новые веяния, возникшие в творчестве советских архитекторов. Пафос победы над фашизмом привел к стремлению более полно выразить патриотические настроения в архитектурном творчестве. Если прежде Леонид Поляков использовал международные мотивы классического ордера, то теперь он обратился к отечественной архитектурной традиции: русскому классицизму начала XIX века и к древнерусским мотивам.

Проект станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена

Наземный вестибюль станции «Октябрьская» представляет собой массивную триумфальную арку с барельефными фигурами воинов – мужчины и женщины, держащих в руке фанфары. В кассовом зале и в пятиугольном эскалаторном зале тема Славы повторяется в фигурах женщин-воинов с поднятыми кверху фанфарами и венками, изображающими оружие и боевые знамена (скульптор Георгий Мотовилов). В станционном зале строгие формы пилонов, облицованных светлым мрамором, подчеркнуты светильниками-кронштейнами в виде факелов из анодированного алюминия. В венках-медальонах, окруженных скульптурпым орнаментом, помещены погрудные барельефы советских воинов. Торжественный характер станции придают керамические венки кремового цвета с золотистым орнаментом, помещенные на стенах, и пол из красного гранита. Архитектурной находкой явилась декоративная композиция торцовой степы зала: сквозь арочпый проем, в котором установлена черно-золотистая решетка в виде ворот, виднеется подсвеченное скрытым источником света изображение синего неба, помещенное в неглубокой нише. Архитектор, преодолевая ощущение подземности транспортного сооружения, создал иллюзию раскрытия пространства зала в природу. Этот приём он повторил через несколько лет в оформлении станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена.

Наземный вестибюль станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии

Станция «Арбатская» построена по проекту Леонида Полякова и Валентина Пелевина. Архитектура станции навеяна древнерусскими декоративными мотивами. Белый фасад наземного павильона, который вследствие реконструкции после строительства здания Министерства обороны на Арбатской площади теперь не виден пассажирам, был украшен гирляндами цветов над входными арками. Изящны декоративные решетки в вестибюле, рисунок которых скопирован с решеток Московского Кремля. Основная архитектурная тема станционного зала – параболическая аркада, уходящая далеко в перспективу. Живописные картуши и детали барочной формы, орнаменты и гирлянды цветов и фруктов, металлические детали, люстры, в которые вкомпонованы декоративные вазы с цветами, светильники-кронштейны, украшающие подземный зал, создают романтический, живой образ этой нарядной станции. Стены перрона, облицованные сверху белой керамикой и снизу черной глазурованной плиткой, подчеркивают благородство и чистоту архитектурной формы.

Проект гостиницы «Ленинградская» (1948 год)

В 1953 году по проекту Леонида Полякова и Александра Борецкого на Каланчевской улице было построено одно из семи высотных зданий Москвы – гостиница «Ленинградская». Стройная башня с выверенными пропорциями и хорошо прорисованными деталями, яркая по цветовому решению, заняла подобающее ей место в ансамбле одной из наиболее своеобразных площадей столицы. Архитекторы верно почувствовали задачу, сделав здание доминантой ансамбля площади. Высотное здание гостиницы «Ленинградская» – одно из самых значительных произведений советской архитектуры 1950-х годов, в которых отразились поиски путей развития современной архитектуры на основе традиций старорусского, московского зодчества. Авторы были награждёны Сталинской премией второй степени за архитектуру гостиницы «Ленинградская». В 1955 году вышло известное постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», и началась борьба с архитектурными излишествами, фактически превратившаяся в гонения на архитекторов сталинской монументальной классики. В итоге в 1955 году постановлением ЦК и Совмина авторы проекта были лишены премии.

Конкурсный проект Пантеона в Москве. Эскизы (1953 год)

В творчестве архитектора большое значение имеют не только выстроенные здания, но и неосуществленные проекты, в которых находит выражение его творческое кредо, понимание требований жизни. Леонид Поляков выполнил целый ряд проектов крупных общественных зданий и комплексов для столицы. Среди них проекты застройки магистрали Новая Солянка, зданий министерств цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности, конкурсные проекты здания «Известий», административного сооружения в Зарядье, Главного входа на ВСХВ 1954 году, Пантеона на Юго-Западе Москвы, монумента в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, Дома радио и др. Оп явился также автором проектов Онежского бумажного комбината, Дома Советов в Сталинграде и других крупных объектов. Проекты мастера отличались глубоким пониманием градостроительного значения объекта, высоким художественным вкусом, тонкой графической проработкой. Большая художественная культура, хорошее знание выдающихся архитектурных произведений прошлого, огромная работоспособность и умение сосредоточиться были отличительными чертами работ архитектора.

Сооружения Волго-Балтийского водного пути. Шлюз №1 (1951 год)

Получив профессиональную подготовку в сфере ленинградской архитектурной школы, Леонид Поляков всё более проникался традициями московского зодчества и внёс заметный вклад в московскую архитектуру 1930-1950-х годов. В сооружении послевоенных станций метро и высотного здания гостиницы «Ленинградская» он проявил себя как подлинно московский зодчий, выразивший в своем творчестве глубокие патриотические настроения.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о