12 декабря 2020, 10:00

О творчестве архитектора Константина Рыжкова и о нём самом, к сожалению, известно крайне мало. Тем не менее, он является автором станции «Таганская» – одной из самых ярких и необычных станций Кольцевой линии Московского метрополитена.

Константин Сергеевич Рыжков родился в 1903 году. В середине прошлого века он стал главным архитектором института «Метрогипротранс». В 1944 году Константин Рыжков совместно со своим коллегой архитектором А.А. Медведевым при участии Л. Грипачевской начали работу над проектом станции метро «Таганская»–кольцевая.

К.С. Рыжков, А.А. Медведев. Проект станции «Таганская». Перспектива перонного зала (1944 год)

Проектирование станций пускового участка Кольцевой линии началось ещё до окончания Великой Отечественной войны, но возможность воплотить эти проекты в жизнь появилась лишь спустя несколько лет. Основными темами, нашедшими отражение в произведениях художников и скульпторов, оформлявших станции Большого кольца (так тогда именовалась Кольцевая линия), стала Победа в Великой Отечественной войне и героизм советского народа. Мечта о послевоенной жизни, где все должно быть добротно и красиво, нашла отражение в декоративной парадности вестибюлей и станционных залов метро, которые сооружались теперь ещё шире, выше и масштабнее. Характерной чертой становится гипертрофия деталей. Огромное внимание уделяется разработке каждого архитектурного элемента: карниза, кессона, пилона, пола, потолка. Широко используются монументальная живопись, скульптура, керамика, металл, витраж. При этом на второй план отходят такие фундаментальные понятия, как тектоника, функциональность, логика архитектурного образа.

К.С. Рыжков, А.А. Медведев. Проект станции «Таганская». Перонный зал. Фрагмент пилона (1948 год)

Одной из наиболее удачных на этом фоне стала открытая в 1950 году станция «Таганская», обладающая ярким, запоминающимся образом и, несмотря на широкое использование прикладных искусств, сохранившая чистоту архитектуры. Авторы станции – архитекторы К.С. Рыжков и А.А. Медведев – придали подземному залу черты архитектуры эпохи Возрождения, применив стрельчатые своды и украсив их майоликовыми панно. Ведущую роль в восприятии станции играет цвет. Используя лишь белый, сине-голубой и роспись золотом, архитекторы смогли добиться необычайной нарядности «Таганской»–кольцевой. Вместе с тем светлые тона отделки придали визуальную легкость этой станции пилонного типа. Задача зрительно облегчить свод для строителей метрополитена всегда остается ведущей. В данном случае архитекторы визуально увеличили высоту потолка, покрыв нижнюю часть пилонов на высоту примерно двух метров мрамором золотисто-желтого оттенка, выше которого начинается белый свод. Близкие по тону и разделенные лишь тонким карнизом вместо повсеместно используемых в тот период пышных капителей пилоны и свод воспринимаются как единое целое. Объединяют их и майоликовые панно, плавно переходящие с пилонов на свод и являющиеся главным изобразительным элементом, формирующим образ станции.

К.С. Рыжков, А.А. Медведев. Проект станции «Таганская». Наземный павильон. Перспектива. (1948 год)

Авторы панно – скульпторы Е.П. Блинова, П.А. Баландин, П.М. Кожин, З.С. Соколова, А.Г. Сотников. Сюжет панно – триумф Советской Армии. Герои Великой Отечественной войны – пехотинцы, летчики, танкисты, моряки, артиллеристы – вылеплены в рельефе цвета слоновой кости и заключены в круглые медальоны, обрамленные светлым растительным орнаментом на сине-голубом фоне. Форма рельефов, напоминающих русский кокошник, была задана архитекторами изначально, но её заполнение претерпело множество изменений. В ГНИМА им. А.В. Щусева хранится несколько вариантов проектов, позволяющих проследить постепенное превращение тяжеловесных картушей с портретами героев в медальоны, обрамленные ажурным орнаментом.

Монтаж панно со стороны перронного зала

О трудностях, с которыми пришлось столкнуться скульпторам во время работы над рельефами, можно узнать из воспоминаний члена творческого коллектива керамистов Зои Сергеевны Федоровой (Соколовой), профессора кафедры художественной керамики МГХПУ им. С.Г. Строганова: «Было разработано много вариантов центральной части композиции. Цветные картоны создавались в натуральную величину для того, чтобы на месте проверить, насколько будущие панно подходят к интерьеру по масштабу изображения, ритмам, цветовым пятнам. Так как эскалаторы еще не были установлены, приходилось спускаться и подниматься пешком на глубину 53 м и прикладывать картоны к сырым стенам станции. Для создания работы в материале был отведен холодный подвал старого завода на Красной Пресне, куда и завезли глину. Лепили фрагментами, а чтобы увидеть панно целиком, переносили его в помещение большего размера. Много споров вызывал характер рельефов, поиск положения знамен, от наклона которых зависело содержание рельефов – скорбь по погибшим или слава победителям. Сложности возникли и с цветом, поскольку для достижения постоянного голубого оттенка пришлось сделать множество пробных обжигов в небольших муфельных печах Московского керамико-плиточного завода (тогда имени Булганина). Но от идеи применения керамики отказываться никто не собирался. В работе очень помогал архитектор Константин Сергеевич Рыжков, принимавший участие в обсуждении рельефов, результатов обжигов и вникавший во все проблемы».

Монтаж надписи на путевой стене (1949 год)

Желание использовать керамику в оформлении подземного зала было связано с расположением станции в районе Гончарной слободы и отвечало идее, заложенной еще при строительстве первой очереди метро, о связи подземных интерьеров с наземными объектами при помощи тематических и образных ассоциаций. Церковь Успения Богородицы в Гончарах с ее уникальным изразцовым убранством, а также огромное количество керамики, найденной в процессе строительства станции, послужили основой для создания образа «Таганской»–кольцевой. Результатом кропотливой работы стали два чередующихся между собой варианта затейливых узоров, обрамляющих медальоны с профильными изображениями героев Великой Отечественной войны. В них соединились орнаменты эпохи Возрождения и советская символика, а также геральдические элементы. Верхняя часть треугольных по форме панно представляет собой легкий ажурный растительный орнамент, подобно кружеву, покрывающий нежно-голубой фон, с включением в него изобразительных мотивов, олицетворяющих победы русского оружия на протяжении многовековой истории. В одном варианте это ордена Александра Невского, Федора Ушакова, Михаила Кутузова, Александра Суворова, а также изображение памятника Минину и Пожарскому. В другом – миниатюры Александра Невского и Дмитрия Донского, кони которых попирают поверженных врагов, и древнерусских парусных судов.

Артисты выступают на строящейся станции «Таганская»-кольцевая перед метростроевцами (в центре – актриса кино Любовь Орлова и режиссёр Григорий Александров), 1949 год

Нижняя часть панно – более тяжеловесная, без использования голубого цвета – в первом варианте составлена из знамен, труб и штыков, а во втором – из архитектурных элементов. Среди них – небольшой картуш с надписью, поясняющей, чей портрет изображен выше, в центральном медальоне, обрамленном пышным венком из дубовых и лавровых листьев. Подобные растительные мотивы были очень распространены в послевоенный период и встречаются в оформлении большинства станций Большого кольца. Объединяет всю композицию широкая рама с использованием тех же листьев и орнамента в духе эпохи Возрождения. Центральные медальоны выполнены в восьми вариантах, под каждым из них небольшой барельеф иллюстрирует принадлежность бойца к тому или иному роду войск. Изображения эти представляют собой либо сцены боя, являющиеся единственным неканоничным элементом панно, либо символы изображаемых родов войск. Симметрия композиции рельефов и сухость лепки подчеркнуты тонким золотым контуром, проходящим по всему панно и придающим ему строгость и торжественность. Профильные изображения героев тоже становятся частью орнамента, не отличаясь от окружения характером проработки. Несмотря на строгость сюжетов панно, общее впечатление от центрального зала станции остается очень легким, свежим, во многом благодаря чистому голубому цвету эмали, хотя тема стрельчатых арок также играет немалую роль в создании визуального образа.

Горельеф «Сталин и молодёжь» в глухом торце станции «Таганская»-кольцевая

Иное ощущение оставляют перроны. Здесь пилоны украшают такие же рельефы, но без использования цвета. Скорее всего, архитекторы стремились уравновесить путевую стену и пилоны, но сочетание белой лепнины с золотом графики создает ощущение духоты и перегруженности рельефа. Положительной стороной такого решения стало разнообразие интерьера: из яркого голубого центрального зала пассажиры попадают на более приглушенные, но не менее нарядные перроны, где только маленькие, но также детально разработанные рельефные майоликовые вставки с названием станции на путевых стенах являются цветовым ответом ее центральной части.

Москвичи восхищаются горельефом «Сталин и молодёжь» (1950 год)

Керамические детали впервые были использованы в оформлении «Таганской»–кольцевой в качестве элементов украшения подвесных люстр, причем в отделке светильников центрального зала в унисон с настенными керамическими панно применен голубой цвет, а на перронах — белый. Ещё одной особенностью станции стало устройство между двумя расположенными последовательно эскалаторами небольшого круглого зала, кессонированный свод которого украшает фреска художника Александры Константиновны Ширяевой, изображающая победный салют в вечернем небе, облака и развевающееся красное знамя, обрамленная по краю уходящей в перспективу балюстрадой с цветочными вазонами.

Станция «Таганская»-кольцевая, центральный зал (1953 год)

Станция «Таганская»–кольцевая стала ярким примером творческого подхода архитекторов и художников–керамистов к выполнению своей задачи. В рамках господствующего стиля и при использовании в качестве сюжетов распространенных штампов они сумели найти свежий художественный образ. Рельефы на «Таганской» и через много лет после победы в Великой Отечественной войне способны донести идею, заложенную их создателями, – благодарность солдатам-победителям. Старые станции многому могут научить современных зрителей и художников.

Книги о московском метро, написанные Константином Рыжковым

К сожалению, станция «Таганская» Кольцевой линии осталась для Константина Рыжкова единственным воплощённым архитектурным проектом. Однако его вклад в историю Московского метрополитена гораздо больше: им написаны три замечательные книги, посвящённые архитектуре удивительного подземного транспорта. Книга «Метрополитен Москвы» из серии «Архитектура Страны Советов», написанная совместно с И. Катценом, вышла в 1948 году. Она в популярной форме рассказывается о метрополитене Москвы, истории его сооружения, основных этапах строительства, знакомит с архитектурой станций и их техническом оснащении. Следующее издание – богато иллюстрированный альбом, посвящённый Московскому метрополитену, вышло 1953 году в Государственном издательстве изобразительного искусства. В ней Константин Рыжков знакомит читателей с архитектурой подземных дворцов первой-четвёртой очередей строительства Московского метрополитена. Последняя книжка –«Московский метрополитен» – вышла в московском издательстве «Московский рабочий» в 1954 году. В ней автор в популярной форме рассказывает об истории сооружения метро и основных этапах его строительства. Архитектор Константин Рыжков умер в 1959 году и похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о