19 декабря 2020, 10:00

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Константина Мельникова – классика русского архитектурного авангарда, автора знаменитых рабочих клубов Москвы и Павильона СССР на Международной выставке 1925 года в Париже. Константин Мельников – один из лидеров авангардного направления в советской архитектуре в 1923-1933 годах, гений архитектуры, «человек из будущего», нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине прошлого века. Его называли «русским Гауди», представившим гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать. Как и многие ведущие архитекторы тех лет, Константин Мельников в середине 1930-х годов, принял участие в конкурсе проектов станций московского метро, представив свой вариант станции «Сокольники».

Архитектор Константин Мельников

Константин Степанович Мельников родился 3 августа 1890 года в небольшом селе Соломенная сторожка под Москвой. В возрасте девяти лет его отдали в местную церковно-приходскую школу при Сельскохозяйственном институте. Уже тогда проявились художественные способности мальчика, поэтому после школы родители устроили его в иконописную мастерскую. Писать иконы по строгим канонам мальчику решительно не понравилось, поэтому проучившись в мастерской всего неделю, он вернулся домой. Вскоре Константин Мельников устроился на работу в Торговый дом инженера Владимира Чаплина, который нанял для него учителя рисования. Через год работы и учёбы он решил поступить в Московское училище ваяния и зодчества. Экзамены по художественным дисциплинам Константин Мельников сдал блестяще, но провалил русский язык. Весь следующий год будущий архитектор усердно занимался с репетиторами – и в 1905 году был зачислен в училище. В общей сложности Константин Мельников учился 12 лет: первые пять лет он получал общее образование, четыре года изучал живопись и три года – архитектуру. В 1918 году Константин Мельников в числе лучших выпускников устроился в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета – первую советскую ассоциацию архитекторов. Вместе с другими зодчими он создавал план перепланировки и реконструкции столицы «Новая Москва». Первыми работами молодого архитектора стали проекты зданий Бутырского района и Ходынского поля в стиле неоклассицизма. В начале 1920-х годов Константин Мельников резко порывает с различного рода традиционалистскими стилизациями. Вместе с тем, он не присоединяется ни к каким архитектурным группам и не участвует в публичных дискуссиях, чётко дистанцируется от группы архитекторов-конструктивистов, лидерами которой были братья Веснины и Моисей Гинзбург. Отказавшись от неоклассики, Константин Мельников создаёт свои первые произведения в новом стиле.

Деревянный павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве

Деревянный павильон «Махорка» Всероссийского махорочного синдиката на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве стал первым осуществлённым сооружением Константина Мельникова в новаторском духе. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось заказчиками, «Махорка» превратилась в концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор – всё это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки. Проект «Махорки» был резко негативно встречен заказчиками, однако Константина Мельникова поддержал главный архитектор выставки Алексей Щусев, за что до конца жизни молодой архитектор был ему благодарен, несмотря на резкие необъективные выступления Щусева против Мельникова в 1930-х годах.

Эскиз товарного знака для павильона «Махорка»

При проектировании «Махорки» Константин Мельников применил принципиально новый подход к художественному образу выставочного павильона, который затем был развит в принесшем ему мировую славу советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже в 1925 году. Павильон оказался одним из самых первых примеров подлинного обновления языка архитектуры, тем более знаменательного, что постройка была выполнена в традиционнейшем и, казалось бы, уже не поддающемся какому-либо новому осмыслению материале, – в дереве. В «Махорке» наметились архитектурно-конструктивные приёмы, определившие облик архитектуры XX века и которые до сих пор являются актуальными и активно применяются в современном строительстве.

Варианты проекта саркофага над гробом В.И. Ленина (1924 год)

После смерти Владимира Ильича Ленина в начале 1924 года, встал вопрос об увековечивании его памяти и сохранении тела. 22 февраля 1924 года Константин Мельников получил предложение принять участие в конкурсе на проектирование саркофага для Мавзолея Ленина, архитектурный проект которого осуществлял Алексей Щусев. Правительственная комиссия по увековечиванию памяти Ленина признала проект Мельникова лучшим. Архитектор намеренно отказался от формы гроба, в котором устроено остеклённое отверстие, позволяющее видеть лицо. Его вариант саркофага был необычной геометрической формы, полностью выполненной из стекла. Архитектурная идея проекта состояла из четырёхгранной удлинённой пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовывавшими при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, верхний стеклянный покров получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключала необходимость обрамлять стыки частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой агрой внутренней световой среды.

Саркофаг с телом Владимира Ильича Ленина в Мавзолее

Саркофаг установили сначала в деревянном мавзолее, а затем перенесли в каменный, где он выполнял свою роль вплоть до Великой Отечественной войны и эвакуации тела Ленина в Тюмень. Факт создания Константином Мельниковым саркофага для тела Вождя мирового пролетариата рассматривается многими как своеобразная «охранная грамота» архитектора в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Павильон СССР на Международной выставке 1925 года в Париже

Появление в 1927-1929 годах первых новаторских произведений Константина Мельникова для многих оказалось неожиданным. Они не укладывались ни в какие школы и течения, вызывая восторг у одних, непонимание и отрицание у других. Мельников проектировал многочисленные клубы и другие общественные здания, а также жилые дома, крупные гаражи, во многом определив облик Москвы 1920-х годов. Результатом известности Константина Мельникова, которую принесло ему строительство павильона СССР для Международной выставки в Париже, стал заказ проекта гаража для Парижа вместимостью в тысячу машин. Архитектор Мельников разработал два альтернативных варианта: полупрозрачный стеклянный куб со стоянками в десять этажей и поднятое над уровнем земли здание с консольно-подвесными конструкциями. Парижским проектам не суждено было реализоваться, однако ряд возникших при их проектировании архитектурных идей был использован Константином Мельниковым при строительстве Бахметьевского гаража, гаража на Новорязанской улице, гаража Интуриста и гаража Госплана СССР на Авиамоторной улице.

Проект гаража для Парижа, 1925 год

В 1926 году Мельников заинтересовался схемой движения автомобилей при парковании и в результате выдвинул предложение о «прямоточной системе» паркования, при которой резко сокращались помехи и передвижения автомобилей при занятии и покидании парковочного места. В соответствии с этой системой Константин Мельников спроектировал здание гаража на Бахметьевской улице, имеющее в плане форму параллелограмма, с четырьмя по-разному решёнными фасадами – в связи с различием их функций. Разработанная Константином Мельниковым система позволила разместить в гараже на Бахметьевской улице 104 больших автобуса, сэкономить пространство и получить существенные эксплуатационные преимущества: при установке на место и выезде автобусов избегалась обычная в других типах гаражей необходимость маневрирования и движения задним ходом. Внутри гаража полностью отсутствовали перегородки – здание было выполнено по типу крытого манежа. Металлические конструкции безопорного перекрытия пространства площадью 8500 квадратных метров разработал знаменитый русский инженер Владимир Шухов.

Проект гаража Интуриста

В 20-30-е годы прошлого века в СССР началось активное клубное строительство, чему в немалой степени способствовало активное профсоюзное движение. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Константину Мельникову. Все они отличаются по форме, размеру и функциональности. Однако можно выделить две общих для всех клубных построек Мельникова черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры.

Клуб завода «Каучук»

Клуб завода «Каучук» на Плющихе составлен из нескольких простых геометрических объёмов, динамически развёрнутых в угловом пространстве участка: его главную диагональную ось фиксирует отдельно выделенный компактный цилиндрический вестибюль главного входа с охватывающими его дугами лестниц, за которым вырастает доминирующий массив зрительного зала с проходными коридорами-фойе, получивший форму четверти цилиндра.

Дом культуры имени Русакова

Дом культуры имени Русакова является первым в мире зданием, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. Кроме этого Константин Мельников спроектировал Клуб для обувной фабрики «Буревестник» в Сокольниках, Клуб парфюмерно-косметической фабрики «Свобода» (в послевоенное время клуб стал известен как ДК работников торговли им. Максима Горького), Клуб Дорогомиловского химического завода имени Фрунзе на Бережковской набережной и Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода.

Строительство Дома архитектора Мельникова (на переднем плане – архитектрор Константин Мельников с женой)

Одним из самых известных творений зодчего, по мнению некоторых исследователей наследия Константина Мельникова – вершиной его творчества и шедевром русской архитектуры, стал построенный им в 1927-1929 годах для себя и своей семьи новаторский дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве. Объёмная композиция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, образуя тем самым необычную форму плана в виде цифры «8». Окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная «сотовая» форма. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией функциональных процессов, Константин Мельников использовал и целый ряд художественных находок, экспериментируя с формой, пространством и освещением.

Внутри Дома архитектора Мельникова

В начале 1930-х годов Константин Мельников получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности, но уже с середины 1930-х годов ему становится всё труднее реализовывать новаторские идеи в архитектуре. Его проекты часто критикуются, а в советской архитектуре утверждается эстетическая система, мало совместимая с принципами Мельникова. По сути, архитектор был отлучён от профессии.

Проект станции «Сокольники». Наземный павильон. Архитектор К.С. Мельников (1934 год)

В середине 1930-х годов Константин Мельников принимает участие в конкурсе проектов станций московского метро со своим вариантом станции «Сокольники». Наземный павильон он проектирует примерно в той же стилистике, что и здание Наркомтяжпрома, и так же украшает его скульптурой. Но эпоха Мельникова уже осталась позади – его ещё не осмеливались третировать публично, поскольку международный авторитет архитектора был очень высок. Однако к работам этого архитектора никто уже не относился всерьёз: проект здания Наркомтяжпрома назвали «хулиганским», а проект станции «Сокольники» просто проигнорировали, даже не упоминая в публиковавшихся отчётах о конкурсе. За весь период творческой деятельности Константином Мельниковым было осуществлено 27 архитектурных проектов, из которых только 16 работ архитектора полностью или частично сохранилось до наших дней. При этом более 70 проектов остались только на бумаге.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о