19 сентября 2020, 10:00

Григорий Захаров – советский архитектор и преподаватель, член-корреспондент Академии архитектуры СССР и Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии I степени за архитектурный проект станции московского метро «Курская»-кольцевая».

Архитектор Григорий Захаров

Григорий Алексеевич Захаров родился 17 (30) декабря 1910 года на Дмитровском хуторе Дешовской волости (ныне Козельский район) Калужской губернии. Учился на рабфаке имени Артёма в Москве (1927–1929) и на архитектурном факультете Ленинградского института инженерно-коммунального строительства (1929–1934), продолжил обучение в Институте аспирантуры Академии архитектуры СССР (1934–1937). В 1934 году женился на выпускнице Московского архитектурного института Зинаиде Чернышёвой, которая впоследствии стала его постоянным соавтором. После окончания аспирантуры продолжил работу в Академии архитектуры СССР. Работал над сериями типовых проектов школ и театров. Первой работой, принёсшей известность, была победа в закрытом конкурсе в апреле 1941 года на проект панорамы «Штурм Перекопа».

Конкурсный проект здания для панорамы «Штурм Перекопа»

В начале Великой Отечественной войны Григорий Захаров занимался маскировочными работами – имитацией построек Кремля в излучине Москвы-реки в Крылатском. Осенью 1941 года вместе с Академией архитектуры Григорий Захаров и Зинаида Чернышёва были эвакуированы в Чимкент. В эвакуации они исследовали традиционные жилища Средней Азии и разработали серию проектов для малоэтажного строительства. В Москву вернулись осенью 1942 года. В 1943 году Григорий Захаров выиграл конкурс на проектирование Пантеона Героев Великой Отечественной войны (совместно с Зинаидой Чернышевой и скульптором Исааком Рабиновичем).

Нереализованный проект Пантеона Героев Великой Отечественной войны

С лета 1943 года по 1948 год Григорий Захаров работал в мастерской-школе Ивана Жолтовского, занимался проектированием жилых и общественных зданий. Разрабатывал проекты объектов Московского метрополитена, работал вместе со своей женой – архитектором Зинаидой Чернышёвой. Коллектив авторов, работавших в 1945-1948 годах над проектом станции «Курская» Кольцевой линии, был награждён Сталинской премией I степени.

Проект станции «Курская»-кольцевая

Станция «Курская»–кольцевая, расположенная под площадью Курского вокзала, открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Все три части – центральный зал, переходный круглый аванзал «Возрождение» с гигантской колонной-капителью и величественный наземный вестибюль – олицетворяют идею солнца, славы Победы и божественности её достижения. В переходе на Арбатско-Покровскую линю размещены металлические таблички, на которых, как и на фасаде вестибюля, указаны даты: «1945» и «1949». Но по легенде Сталин лично передвинул дату открытия станции на 1 января 1950 года, чтобы пуск первого участка Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. А на путевых стенах станции размещены литае фигурные золочёные решётки с надписью «Курская Большого Кольца 1945–1949», напоминая о проекте развития Московского метрополитена 1947 года, в соответствии с которым планировалось создание Малой кольцевой линии – приблизительно в рамках Бульварного кольца, путём замыкания дважды пересекающихся Дзержинско-Серпуховского и Калужско-Тимирязевского диаметров.

Станция «Курская» Кольцевой линии (середина 1950-х годов)

В конце 1940-х годов мастерская-школа Жолтовского, на фоне общего наступления на искусство, была обвинена в космополитизме. Из мастерской были изгнаны Михаил Барщ и Григорий Захаров. Считается, что Григорий Захаров пострадал за проект застройки Люсиновской улицы, где он задумал построить шесть одинаковых высотных здания с каскадом этажей и шпилями подобными высотке на Кудринской площади. В начале 1950 года, когда Ивану Жолтовскому была присуждена Сталинская премия за жилой дом на Ленинском проспекте (1949), гонения школы Жолтовского прекратились.

Проект застройки Люсиновской улица с шестью (!) одинаковыми высотками

В 1940 году был объявлен конкурс на проекты памятников в Москве Феликсу Дзержинскому. В нём участвовали ведущие скульпторы СССР, в том числе Вера Мухина, автор монумента «Рабочий и колхозница». Победителем был признан проект Сарры Лебедевой, автора прижизненного скульптурного портрета Дзержинского. После войны проект Лебедевой не был реализован. В итоге 20 декабря 1956 года в Москве на площади Дзержинского, напротив главного здания ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ СССР, состоялось торжественное открытие памятника «Железному Феликсу», выполненному по проекту скульптора Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова. После провала попытки государственного переворота ГКЧП в 1991 году скульптура была снята с постамента и сегодня её можно увидеть в Московском парке искусств «Музеон».

Григорий Захаров и Зинаида Чернышёва у надгробия архитектора Алексея Щусева на Новодевичьем кладбище

А Григорий Захаров с 1958 года и до конца жизни занимал пост сначала проректора, а затем ректора Московского высшего художественно-промышленного училища, где также руководил кафедрой по проектированию интерьера.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о