20 августа 2022, 10:00

Советский и российский архитектор Виктор Черёмин является автором проектов пятнадцати станций московского метро и станции «Московская» в метрополитене Нижнего Новгорода. А в начале 1990-х годов он был назначен на должность главного архитектора Московского метрополитена.

Виктор Александрович Черёмин родился 31 января 1923 году в деревне Давыдиха Кинешемского района Ивановской области. 30 мая 1942 года был призван в армию. Великую Отечественную войну закончил в звании старшего лейтенанта. Был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и Орденом Отечественной войны II степени. После войны Виктор Черёмин поступил в Московский архитектурный институт (МАрхИ). В 1952 году, сразу после окончания института, пришёл работать в проектный институт «Метрогипротранс». Проектировал наземные объекты, жилые дома и общественные здания. Занимался проектированием и строительством наземных и подземных объектов Московского и Нижегородского метрополитенов.

Проект наземного вестибюля станции «Мазилово» («Пионерская»)

В начале 1960-х годом Виктор Черёмин совместно с Римидалвом Погребным спроектировал станции «Багратионовская», «Пионерская» и «Филёвский парк» на наземном участке Филёвской линии.

Проект станции «Мазилово» («Пионерская»)

В конце 1966 года открылась станция «Ждановская» (сейчас – «Выхино»), ставшая первой и единственной в Москве частью наземного кроссплатформенного узла, состоящего из станции метрополитена и железнодорожной платформы. Проект был разработан Виктором Черёминым совместно с архитектором Александром Стрелковым.

Строительство станции «Ждановская» (сейчас – «Выхино»)

В 1969 году для пассажиров распахнула свои двери станция «Коломенская», спроектированная совместно с Любовью Шагуриной, а в 1972 году в составе Краснопресненского радиуса открылась станция «Беговая».

Открытие станции «Коломенская» (1969)

В конце 1970-х годов Виктор Черёмин вместе с Борисом Тхором в составе авторского коллектива под руководством архитектора Романа Семерджиева, разработали проект станции «Горьковская» (сейчас – «Тверская»), расположенной под Пушкинской площадью. В работе над проектом трехсводчатой пилонной станции авторы, отказавшись от декоративного оформления стен и пилонов, создали лаконичную и выразительную композицию. В 1983 году Виктору Черёмину за проектирование станции «Горьковская» была присуждена премия Совета Министров СССР в области строительства транспортных объектов.

Проект станции «Горьковская» (сейчас – «Тверская»). Перспектива перронного зала (1979)

Следующей работой Виктора Черёмина в московском метро стала станция «Шоссе Энтузиастов» на Калининской линии (1979, совместно с Юрием Вдовиным). Художественное оформление станции посвящено теме истории политической каторги в России, поэтому все элементы здесь выполнены в выразительных крупных формах, создающих камерную атмосферу. Белый отштукатуренный свод центрального зала, освещённый закарнизным светом, зрительно увеличивает объём станции и делает карниз с пилонами ещё массивнее. Путевые стены, отделанные светлым и красным гранитом, украшают литые художественные вставки, посвящённые теме революции. В глухом торце центрального зала размещена скульптурная композиция «Пламя свободы» (художник Александр Кузнецов): словно вырвавшись из оков, в лучах яркого солнца устремлены к людям руки с разорванными цепями. Цвет облицовки пилонов меняется по длине станции от торцовой стены к выходу в город – от светло-жёлтого до тёмно-серого.

До открытия перехода на станцию «Чеховская», памятник писателю Максиму Горькому располагался в глухом торце станции «Горьковская»

В начале 1980-х годов Виктор Черёмин спроектировал станции «Южная» (1983) и «Ленино» (сейчас – «Царицыно», 1984, совместно с Александром Вигдоровым). 6 ноября 1985 года, в канун очередного дня празднования Великой Октябрьской революции, при продлении Серпуховского радиуса на юг открылась одна из самых необычных станций московского метро – «Пражская». Уникальный образ станции – плод совместного творчества чешских архитекторов Евжена Киллара (Evžen Kyllar), Евы Бржусковой (Eva Břusková), Зденека Холупы (Zdeněk Chalupa) и советского архитектора Виктором Черёминым. Станция стала своеобразным уголком Праги в Москве и напоминает по своему виду пражские станции метро.

Проект станции «Пражская» (начало 1980-х годов)

20 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие Горьковского метрополитена (сейчас – Нижегородский метрополитен). В пусковой комплекс первой очереди вошла линия протяжённостью 7,8 км с шестью станциями, в числе которых открылась и расположенная рядом с Московским вокзалом станция «Московская», спроектированная Виктором Черёминым. Сегодня от совмещённой (кроссплатформенной) пересадочной станции Автозаводской и Сормовско-Мещерской линий поезда идут сразу по четырём направлениям: к станциям «Стрелка» и «Горьковская» в одну сторону и «Чкаловская» и «Канавинская» в другую.

«Московская» – единственная пересадочная станция в Нижегородском метрополитене

Руководитель дирекции строящегося Горьковского метрополитена Владимир Лапаев вспоминал о Викторе Черёмине: «Он вникал во всё, что касается станции, вплоть до снабжения. Никто никогда не слышал от него расхожей фразы: «Это не мой вопрос!» Беспокоился, есть ли гайки и крепления для бра, поступила ли на стройку очередная партия мрамора, как хранятся изделия на площадке. Мы знали, если звонит Черёмин, значит, какую-то проблему действительно нельзя решить на месте, надо вмешиваться. Или вот хотя бы такая деталь – в последний месяц на «Московской» работало несколько сотен рабочих, большинство из которых – командированные. А спросишь любого: «Черёмина не видели?» – «Видели, – отвечают, – только что прошёл в первый вестибюль». Правда, гоняться за ним по следам всё равно бесполезно, легче стать на месте – откуда-нибудь сам набежит…»

Строительство станции «Московская» в Нижнем Новгороде

Во время сооружения «Московской» Виктор Черёмин часто использовал для своего авторского надзора выходные дни – ночь в поезде, день на стройке и снова в поезд. И умудрялся не меньше, а больше других архитекторов «изводить» своими требованиями, просьбами, своим, казалось бы, мелочным контролем. Теперь-то всем ясно, что в условиях предпускового штурма и неизбежно связанной с ним неразберихи только такой педантизм, такая требовательность и неуступчивость могли вывести станцию на первое место среди шести подземных вокзалов пускового участка.

Виктор Черёмин так рассказывал о своей станции в городе на Волге: «Станция «Московская». У неё уже есть старшие сёстры в Минске и Праге. И вот теперь появилась прекрасная визитная карточка столицы и в Горьком. Всем, кто работал над этим подземным дворцом, хотелось бы, чтобы «Московская» получилась красивой, чтобы она была достойна своего названия. Строительство этой станции стало конкретным примером плодотворного сотрудничества москвичей и горьковчан, опытного метростроевского коллектива и его молодого собрата». А заслуженный столичный метростроитель Татьяна Фёдорова, которая высоко оценила все шесть горьковских метровокзалов, «Московскую» отметила особо: «Такая станция, сделала бы честь и столичному метро».

Панно на станции «Московская» Нижегородского метрополитена

Открывшаяся в 1987 году в составе центрального участка Серпуховско-Тимирязевской линии станция «Чеховская», спроектированная Виктором Черёминым совместно с Александром Вигдоровым, считается одной из красивейших станций Московского метрополитена как по архитектурным достоинствам, так и благодаря мозаичным картинам, выполненным из цветных камней. На каждой путевой стене станции «Чеховская» расположено по девять флорентийских мозаик, в которых легко узнаются иллюстрации к чеховским рассказам. Мозаики выполнены по эскизам художников Петра и Людмилы Шорчевых. Супруги уже работали с Виктором Черёминым над оформлением нижегородской станции «Московская», выполнив для неё четыре панно в технике флорентийской мозаики, посвящённых истории и современности Москвы. На «Чеховской» для создания мозаичных картин было использовано почти два десятка различных видов традиционных и новых цветных камней. При этом такие как алтайский лепидолит, забайкальский флюорит, дальнегорский скарн, чукотский ксонотлит были применены для создания мозаик впервые.

Флорентийская мозаика на путевой стене станции «Чеховская»

В начале 1990-х годов Виктор Черёмин вместе с архитекторами института «Метрогипротранс» Александром Вигдоровым и Леонидом Борзенковым спроектировал также станции «Черкизовская» (1990) и «Тимирязевская» (1991). Последней спроектированной станцией для Виктора Черёмина стала «Бибирево» (1992), выполненная в соавторстве с Александром Вигдоровым.

Станция «Бибирево»

Виктор Черёмин был специалистом, влюблённым в своё дело. Увлечённый, упорный, умеющий не отступать перед трудностями и, что не менее важно, обладающий даром увлечь своей идеей других, поверить в созданный в собственном воображении образ. После того, как в начале 1990-х годов он стал главным архитектором Московского метрополитена, то за каждую станцию, куда приходили строители и отделочники, переживал, как за свою собственную. Ему ли было не знать, как мучительно рождается каждый проект, как трудно воплощается в жизнь и как легко испортить созданный художником образ. Виктор Черёмин, лично знавший многих архитекторов, всегда добивался безукоризненного следования авторской идее, авторским задумкам и не подписывал проект реставрации до тех пор, пока все до мельчайших деталей не было согласовано.

Все изображения взяты из открытых источников.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о