22 февраля 2020, 10:00

Сегодня в рубрике «Метро в лицах» мы расскажем о жизни и творчестве Бориса Ивановича Тхора, заслуженного архитектора РСФСР, автора целого ряда уникальных сооружений, вошедших в историю отечественной архитектуры.

Архитектор Борис Тхор

Современную Москву невозможно представить без Нового Арбата и делового центра «Москва-Сити», ставших визитными карточками столицы. Автором и идейным вдохновителем этих проектов является архитектор Борис Тхор, творческая деятельность которого отличалась широтой диапазона и многообразием тематики, почерком большого мастера. Его феноменальная работоспособность и талант не только архитектора, но и художника стали легендой.

Борис Тхор родился 22 февраля 1929 года в маленькой станице Ново-Ясенская Краснодарского края. До 1943 года он вместе с родителями и сестрой жил в Сталинграде, где ещё в школьные годы подрабатывал художником-оформителем. Тогда же, преисполненный твердым желанием стать архитектором, написал письмо знаменитому архитектору Борису Иофану, который посоветовал ему попробовать свои силы в Москве.

В 1946 году Борис Тхор переезжает в столицу и поступает в Московский архитектурный институт. Здесь главным учителем для него становится выдающийся советский архитектор Алексей Душкин. Тхор вспоминал, что Алексей Николаевич мыслил аналогиями, метафорами, часто обращался к музыке, её ритмике, гармонии. Уже в 1949 году Борис Тхор завоевал первую премию за проект памятника в городе Великие Луки воинам-новгородцам, погибшим в Великую Отечественную войну. В институте он получил ещё одну премию – за проект памятника Зое Космодемьянской, а также спроектировал первый жилой дом в подмосковном Домодедово.

В 1952 году Тхор закончил институт, и профессор Душкин взял своего лучшего, самого способного ученика на работу в «Метрогипротранс». С 1959 по 2002 год Борис Тхор руководил мастерской № 6 в ГУП «Моспроект-2». Именно там и родились знаковые для Москвы проекты: Государственный Кремлевский дворец, улицы Новый Арбат и Новоарбатский мост, соединяющий её с Кутузовским проспектом.

Проект проспекта Калинина (1962 г.)
Арх. Михаил Посохин, Ашот Мдоянц, Глеб Макаревич, Борис Тхор, Шаген Айрапетов 

Ирина Грушина, дочь Бориса Тхора, рассказывала: «Он был новатором, хотя высказывался против точечной застройки Москвы, называл такие здания «прыщами на лице столицы». Мой отец не побоялся «прорубить» дорогу к Кремлю – это проспект Калинина. Тогда он был еще совсем молодым архитектором и работал с Михаилом Васильевичем Посохиным. Несмотря на то, что эту улицу многие ругали, фактически Новый Арбат соединил центр Москвы с гостиницей «Украина» и Кутузовским проспектом. Это была настоящая современная архитектура, хотя многие её не понимали».

Макет Спортивного комплекса «Олимпийский»
Арх. М.В. Посохин, Б.И. Тхор, Л.С. Аранаускас (1977 г.)

Ещё один невероятный на тот момент проект архитектора – спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира, за который он получил Ленинскую премию. Борис Тхор – один из авторов торгового центра в Пицунде(1962–1968), павильона СССР на Всемирной выставке в Монреале (1967). По его проектам реконструировались жилые районы Сретенки и Цветного бульвара в Москве, также архитектор выступил соавтором проектов нового здания театра «Школа драматического искусства» на Сретенке.


Проект станции «Ленинские горы» (сейчас – «Воробьёвы горы»)
Арх. М.П. Бубнов, А.С. Маркелов, М.Ф. Марковский, А.К. Рыжков, Б.И. Тхор (1959 г.)

Борис Тхор принимал участие в проектировании двух станций Московского метрополитена: «Ленинские горы» (сейчас — «Воробьёвы горы») и «Горьковская» (сейчас — «Тверская»).

Проект станции «Горьковская» (сейчас – «Тверская»). Перспектива перронного зала
Арх. Р.И. Семерджиев, В.А. Черёмин, Б.И. Тхор, Н.Е. Шретер (1979 г.)

 В начале 1980-х годов архитектор посетил Америку, где увидел величественные и монументальные высотные строения. Тхор буквально загорелся идеей создать устремлённый в будущее район Москвы с самой передовой архитектурой, увенчанный зданием кристаллом «Россия» высотой 612 метров. Эта башня-карандаш Тхора исторически перекликалась бы с колокольней Ивана Великого и должна была стать главной доминантой новой Москвы. Вокруг этого здания планировалось расположить разновысокие строения, которые не задавливали бы друг друга, а в центре «Сити» должен был располагаться большой зелёный Парк-Сити для отдыха москвичей с площадью, равной Красной площади.

В 1991 году Борис Тхор озвучил идею возведения делового района московским властям. Архитектор предлагал построить небоскребы на площадке рядом с «Экспоцентром», где располагалась заброшенная промзона.

Первоначальный проект Сити, разработанный Борисом Тхором

«В какой-то момент мне стало понятно, что центр города не может развиваться в своих географических пределах. Чтобы строить там современные здания, надо было жертвовать исторической застройкой, памятниками, а к этому ни власти, ни мы, архитекторы, не были готовы. Поэтому я предложил свой вариант развития центральной части города в четырех километрах от кремлевских стен, на берегу Москвы-реки. С одной стороны, это не нарушало исторической доминанты Кремля, с другой – позволяло создать его современный аналог, сконцентрированный вокруг башни «Россия», которая в моем проекте выполняла функции колокольни Ивана Великого», – говорил о своем детище сам Борис Тхор.

Архитектор отмечал, что без концентрированного высотного строительства ни один мегаполис развиваться не может. «И дело не только в том, что не хватает земли. Сама связь по вертикали короче и энергичнее, чем по горизонтали. Когда я впервые презентовал свою идею, коллеги сказали мне, что я сошел с ума. Никто не верил, что такое возможно», – пояснял Борис Тхор.

Второй справа – архитектор Борис Тхор

Московские чиновники откликнулись на идею, согласовали место и сформировали команду архитекторов, которую возглавил Борис Тхор, но строительство началось только спустя несколько лет. Первым сооружением стал мост «Багратион», который открылся в 1997 году к празднованию 850-летия Москвы. В 2001 году завершилось строительство первого офисного здания делового центра – 104-метровой «Башни 2000», которое в отличие от основного комплекса зданий, находится на правом берегу Москвы-реки.

Но уже через год Бориса Тхора отстранили от руководства проектом. «Появилась мысль обновить руководящий состав «Моспроекта». Вместо главы мастерской, которой я к тому времени руководил уже 40 лет, мне был предложен почетный пост главного архитектора проекта. Но я от него отказался. В 2002 году написал заявление по собственному желанию и с тех пор не состоял на госслужбе», – рассказывал архитектор.

Центральное ядро ММДЦ «Москва-Сити» по проекту Бориса Тхора

Важнейшим достоинством первоначального проекта Бориса Тхора были разновысотность зданий, которые не давили друг друга и наличие большого парка в центре Сити. Озеленению и площадям в районе отдавался приоритет, что сближало его с Дефансом, взятым как идейный аналог «Сити». С уходом Бориса Тхора коммерческие интересы одержали верх, от идеи Парка отказались, а участки были разобраны инвесторами.

Мемориальная доска, посвящённая Борису Тхору, установленная внутри вестибюля моста «Багратион»

Борис Иванович Тхор умер на 81 году жизни 19 июля 2009 года. Внутри вестибюля Торгово-пешеходного моста «Багратион» в ММДЦ «Москва-Сити» 19 февраля 2015 года была открыта мемориальная доска в честь выдающегося московского архитектора Бориса Ивановича Тхора.

Все фотографии взяты из открытых источников.

5
Оставить комментарий

avatar
1 Цепочка комментария
4 Ответы по цепочке
4 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
Dmitriy_Antonov_141Irina_Martynova_071Vladimir_Draskov_126Gennady_Pavlov_106 Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Gennady_Pavlov_106
Участник

Чисто советский архитектор! Все сломать, фигню поставить. Новый Арбат и Москва-сити — это тихий ужас! Ничего выдающегося в этих проектах я не вижу! Их в свое время сильно критиковали и правильно делали! К сожалению уже ничего не исправишь, Москву изуродовали так, что уже дальше некуда! Да и сейчас продолжают, правда уже не такими темпами! Слава советской архитектуре!